Среди них было больше женщин, республиканцев и пожилых людей
Ученые из Израиля и США проанализировали панель из 664 тысяч американских избирателей, которые использовали твиттер (сейчас переименован в X) во время выборов 2020 года в США, и составили примерный портрет суперраспространителя фейковых политических новостей. Ими оказались пожилые люди правых взглядов. Многие из них жили во Флориде, Аризоне или Техасе, большинство были женщинами и белыми. Несмотря на свое небольшое количество, суперраспространители имели непропорционально большие охваты и поставляли другим пользователям около четверти фейковых новостей. Исследование опубликовано в Science.
Фейковые новости, распространяющиеся в соцсетях, не только вводят в заблуждение пользователей, но и влияют на множество глобальных процессов — от вакцинации до выборов. Ранние исследования показали, что за большую часть репостов фейковых новостей ответственно небольшое количество пользователей — их назвали суперраспространителями. Но изучить значимую по размеру выборку таких суперраспространителей и определить, что отличает их от остальных пользователей, было сложно — именно из-за их небольшого количества.
Теперь Нир Гринберг (Nir Grinberg) из Университета Бен-Гуриона и его коллеги из Израиля и США изучили 664 тысячи зарегистрированных в твиттере (теперь X) американских избирателей, которые были активны во время президентских выборов в США в 2020 году. Авторы сосредоточились не на любых фейковых новостях, а только на политических. В среднем около 7 процентов всех политических новостей, которыми делилась исследуемая группа избирателей, были фейковыми. Суперраспространителями таких новостей оказалось 2107 человек (0,3 процента) — 80 процентов твитов с фейковыми новостями публиковали именно они. Эти пользователи в целом делились большим количеством политических новостей по сравнению с остальными, то есть нефейковые новости они тоже распространяли.
Суперраспространители были весьма влиятельны в твиттере: 5,2 процента избирателей были подписаны на них. Пользователи активно вовлекались в их контент: их публикации комментировала, цитировала и ретвитила большая доля их подписчиков, чем в случае других групп. Для 11,3 процента своих подсписчиков суперраспространители были единственным источником фейковых новостей, а среднему подписчику они предоставляли почти четверть таких новостей. Чтобы получить сопоставимый уровень охвата, кандидатам, участвующим в выборах 2020 года пришлось бы потратить около 20 миллионов долларов (это получилось рассчитать из сумм, потраченных кампаниями Джо Байдена и Дональда Трампа на цифровую рекламу).
Среди суперраспространителей было больше женщин (59 процентов) и республиканцев (64 процента) по сравнению со всеми референтными популяциями. Средний возраст суперраспространителя составил 58,2 года — то есть он был на 5 лет старше среднего распространителя фейковых новостей и на 17 лет старше среднего избирателя, пользующегося твиттером. Суперраспространители чаще всего жили во Флориде, Аризоне или Техасе, происходили из регионов с немного более низким уровнем образования, но имели больший доход, чем представители других групп: в год они зарабатывали примерно на 2500 долларов больше, чем суперраспространители нефейковых новостей и простые распространители фейковых новостей. Также большинство суперраспространителей были белыми.
Исследователи обнаружили, что большинство суперраспространителей публикуют фейковые новости вручную: лишь 7 процентов из них оказались ботами, что было сопоставимо с долей ботов в группе суперраспространителей нефейковых новостей. Единственное значимое отличие в характере публикаций заключалось в том, что суперраспространители чаще других ретвитили новости — почти в 75 процентах случаев против 33 процентов для всех использующих твиттер избирателей.
По словам авторов, неясно, является ли такое поведение в соцсетях формой политического активизма или попыткой дезинформировать других — преднамеренной или нет. Ученые предположили, что активность суперраспространителей вряд ли сбивает с толку не связанную с ними аудиторию. Более вероятно, что они являются влиятельными членами местных сообществ, в которых распространена дезинформация. В будущем будет полезно изучить супер распространение фейков и не фейков на других платформах и измерить влияние активности суперраспространителей на политические взгляды и поведение их подписчиков.
Ранее психологи выяснили, что люди склонны репостить фейковые новости по привычке — даже когда понимают, что информация не достоверна, или когда не согласны с ней.
Европейские физики использовали большой массив данных с сабреддита r/wallstreetbets, а также динамику стоимости ценных бумаг, чтобы понять механизмы самоорганизации большого количества людей на примере скандала вокруг неожиданного взлета акций GameStop. Разработанная ими математическая модель избирателя, находящегося под действием глобального самосогласованного поля, показала качественное согласие с собранными и проанализированными данными. Исследование опубликовано в Scientific Reports.