В среднем на 10 процентов
Лонгитюдное когортное исследование британских ученых показало, что воздействие загрязненного воздуха и шума во время беременности и в детском возрасте статистически связано с нарушениями психического здоровья в молодости. В исследовании приняли участие более девяти тысяч человек, и, как сообщается в JAMA Network Open, повышенное воздействие мелкодисперсных твердых частиц связано с повышением риска психотических расстройств, а шума — тревожности.
Считается, что две трети людей во всем мире, страдающих психическими расстройствами, заболевают до 25 лет. Поэтому выявление факторов риска в раннем возрасте остается важной исследовательской задачей при разработке профилактических мероприятий и улучшении траекторий психического здоровья на протяжении всей жизни.
Так, появляется все больше данных, свидетельствующих о том, что воздействие загрязненного воздуха может быть связано с возникновением психических расстройств, включая расстройства настроения, аффективные и психотические патологии. Однако не до конца понятны критические моменты времени, воздействие загрязненного воздуха в которых будет наиболее губительным. Также мало что известно о влиянии шумового загрязнения в детстве на развития психических расстройств во взрослом возрасте.
Исследовательская группа под руководством Джоанны Ньюбери (Joanne Newbury) из Бристольского университета изучила связь воздействия загрязнения воздуха и шума в период беременности и до 12 лет с проблемами психического здоровья в возрасте от 13 до 24 лет. В основном, ученые отслеживали риск возникновения психических патологий (субклинические галлюцинации и бред), депрессии и тревоги. В исследовании приняли участие 9065 человек (средний возраст на момент наблюдения — 24,5 года). В целом, для 19,5 процента сообщалось о психотических расстройствах, 11,4 процента — о депрессии и 9,7 процента — о тревожном расстройстве. Более половины участников имели отягощенную наследственность по психическим заболеваниям.
Средние уровни NO2 и мелкодисперсных твердых частиц в воздухе (PM2,5), измеренные в регионе исследования, со временем несколько уменьшилось. Однако среднее воздействие в возрасте 12 лет оставалось выше пороговых значений Всемирной организации здравоохранения для обоих загрязняющих веществ. Кроме того, более двух третей участников подвергались воздействию высокого или очень высокого шумового загрязнения, которое со временем практически не менялось.
После корректировки на ковариаты увеличение уровня PM2,5 на 0,72 микрограмм на кубический метр во время беременности повышало относительный риск развития психотических расстройств на 11 процентов (p = 0,002), а в раннем детстве — на девять процентов (p = 0,002). Кроме того, загрязнение воздуха во время беременности повышало риск развития депрессии на десять процентов (p = 0,01). Уровень NO2 никак не влиял на этот риск, однако он коррелировал с развитием тревожности в молодости.
Ученые не выявили связи между шумовым загрязнением, которое рассчитывалось по каратам шума от дорожного движения, психотическими расстройствами и депрессией (высокий уровень шума определялся как шум более 55 децибел). Однако этот вид загрязнения в детском возрасте повышал риски развития тревожности в молодости на 19 процентов (p = 0,02).
Ученые считают, что результаты этого исследования отражает некоторые особенности раннего воздействия загрязнений окружающей среды на психическое здоровье подростков и молодежи. Эти данные могут помочь в разработке профилактических программ.
Ранее мы рассказывали, что высокий уровень среднесуточного уровня шума, превышающий 65 децибел, повышает риск развития гипертонической болезни.
У пожилых британцев
Микаэла Блумберг (Mikaela Bloomberg) из Лондонского университетского колледжа с коллегами провела эксперимент с участием зрелых и пожилых людей и обнаружила, что небольшие (но значимые) когнитивные эффекты физических нагрузок сохраняются до следующего дня. В работе приняли участие 76 человек в возрасте 50–83 года без признаков когнитивных расстройств. В течение восьми дней они носили акселерометры и ежедневно выполняли тесты на внимание, память, скорость психомоторных реакций, исполнительные функции и скорость обработки информации. Анализ данных проводили линейными моделями со смешанными эффектами с поправками на сопутствующие факторы. Результаты опубликованы в International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity.