Из-за высокой вирусной нагрузки и неблагоприятного окружения
Несмотря на доступ к раннему началу антиретровирусной терапии, смертность детей от ВИЧ-инфекции в Мали, Мозамбике и Южно-Африканской Республике остается высокой. По данным ученых, опубликованным в журнале eClinicalMedicine, по-видимому, основными причинами такой зависимости могут быть высокий исходный уровень вирусной нагрузки и неблагоприятное социальное окружение. Однако выборка исследования оказалась достаточно ограниченной.
В 2022 году число детей, живущих с ВИЧ, составило 2,58 миллиона, 85 процентов из которых проживают в странах Африки к югу от Сахары. В целом, дети составляют 6,6 процента мирового населения, живущего с ВИЧ. При этом на их долю приходится 16 процентов смертей, связанных с ВИЧ. Однако только 57 процентов детей с ВИЧ-инфекцией получают антиретровирусную терапию (АРТ) по сравнению с 77 процентами взрослых.
Известно, что даже если АРТ назначается в течение первых нескольких дней после рождения, риск неблагоприятных исходов у младенцев, рожденных с ВИЧ, в условиях высокой распространенности ВИЧ-инфекции остается высоким. Основными факторами риска считаются высокая исходная вирусная нагрузка, масса тела при рождения, гестационный возраст, пол, неонатальная госпитализация и возраст матери. Однако мало, что известно о влиянии этих факторов риска в реальных популяциях с ранним доступом к лечению ВИЧ-инфекции.
Исследовательская группа под руководством Альфредо Тагарро (Alfredo Tagarro) из испанского Научно-исследовательского института 12 октября представила данные о смертности в когорте детей, рожденных с ВИЧ-инфекцией и получавших раннюю антиретровирусную терапию в Мали, Мозамбике и Южно-Африканской Республике. В анализ включили 215 детей. Средний возраст на момент постановки диагноза составлял 31 день, а средний возраст на момент начала АРТ составлял 34 дня.
В общей сложности 70 детей были недоношенными, а низкий вес при рождении наблюдался у 48 младенцев. Медиана исходной вирусной нагрузки составила 4,95 log10 копий на миллилитр (более 89 тысяч копий на миллилитр), а медиана исходного уровня CD4-лимфоцитов — 37,1 процента. Наиболее распространенной схемой АРТ первой линии на момент начала лечения был ламивудин + абакавир + лопинавир/ритонавир.
В общей сложности 25 из 215 (11,6 процента) участников умерли во время последующего наблюдения. Показатели смертности варьировались в зависимости от региона: 6,4 процента в Южно-Африканской Республике, 19,4 процента в Мозамбике и 18,2 процента в Мали (р = 0,019). При этом риск смерти от ВИЧ/СПИДа составила 3,7 процента. Вероятность смертности от всех причин через год после постановки диагноза составила десять процентов, а через два года она увеличилась до 12 процентов. Для смертей, связанных с ВИЧ/СПИДом, вероятность составила четыре процента через год и пять процентов через два и три года.
Дополнительные анализы показали, что основными факторами риска смерти у детей, рожденных с ВИЧ-инфекцией в условиях раннего доступа к антиретровирусной терапии, стоит считать недостаточное последующее наблюдение с не оптимальным снижением вирусологической нагрузки особенно в первые шесть месяцев жизни. Кроме того, ученые приходят к выводу, что сочетание этих факторов с неблагоприятными социальными условиями среди лиц, осуществляющих уход, также приводит к негативному развитию ситуации: плохой приверженности к лечению, подавлению иммунитета и смерти.
Поэтому мероприятия по ведению больных детей с ВИЧ-инфекцией должны быть направлены на улучшение систем здравоохранения, снижение исходной вирусной нагрузки и обеспечение надежной медицинской и социальной поддержки матери и ребенка во время беременности и в первые годы жизни младенца. Однако необходимы дальнейшие исследования с большей выборкой для лучшего понимания масштаба проблемы.
Снижение вирусной нагрузки при ВИЧ-инфекции важно для дальнейшего развития ребенка. Недавно мы рассказывали, что у детей с перинатальной ВИЧ-инфекцией наблюдаются значительные нарушения когнитивных функций.
За счет снижения массы тела
Рандомизированное клиническое исследование датских, канадских и норвежских ученых показало, что семаглутид значительно снижает болевой синдром у пациентов с ожирением и остеоартритом коленного сустава. Как сообщается в The New England Journal of Medicine, интенсивность боли снижалась в среднем в полтора раза.