Опрос проводили на коммерческих платформах и в рационалистском блоге
Австралийские, американские, канадские и новозеландские исследователи провели международный опрос и пришли к выводу, что измененные состояния сознания без употребления психоактивных веществ широко распространены в современных популяциях. Публикация об этом появилась в журнале Mindfulness.
С ростом мировой популярности йоги, медитации, вмешательств на основе осознанности (MBI, КТНОО) и других подобных практик стал повышаться научный интерес к измененным состояниям сознания (иногда их определяют как эмерджентные феномены), которые не связаны с приемом психоактивных веществ и возникают как в результате упомянутых практик, так и в целом среди населения. При этом имеющиеся данные по этому вопросу весьма разрознены, нерепрезентативны и не дают понимания о распространенности этого явления и его возможном клиническом значении.
Малькольм Райт (Malcolm Wright) из Университета Мэсси с коллегами из Австралии, Канады и США опросил 3135 человек из трех разнородных сообществ: британской платформы Qualtrics (1130 человек), маркетплейса MTurk (351 человек) и популярного рационалистского блога (какого именно, не указано; 1654 человека). Участников спрашивали, испытывали ли они хотя бы раз в жизни внезапные необъяснимые ментальные или соматические переживания, необъяснимые физическими законами, воспринимаемые как «чудотворные» (miraculous), «магические» (magical) или «экстрасенсорные» и возникшие без употребления психоактивных веществ (в ходе занятий медитацией и схожими практиками или без них). Эти субъективные ощущения предлагали описать и отнести к одной из предложенных категорий, а также оценить их эффект на психическое благополучие, мироощущение и жизнь в целом.
О том, что хотя бы раз в жизни испытывали подобное измененное состояние сознания, сообщили 45 процентов опрошенных. Наиболее часто среди таких состояний встречались дереализация (17 процентов), ощущение трансцендентной целостности и единения (15 процентов), экстатический трепет (15 процентов), красочное визуальное восприятие (11 процентов), изменение восприятия размеров (10 процентов), ощущения нагрева или электричества в теле (9 процентов), чувство отделения от тела (8 процентов) и восприятие света без физического источника (5 процентов).
Отвечая на вопрос об исходах спонтанных изменений сознания, 40 процентов участников оценили их как позитивные, 30 процентов не заметили различий и 28 процентов сообщили о негативных последствиях. При этом среди тех, у кого сами переживания были позитивными, 55 процентов оценили их последствия как позитивные, 27 процентов — как нейтральные и 15 процентов — как негативные. В группе тех, чей опыт измененного сознания был негативным, эти показатели составили 14, 36 и 48 процентов соответственно. У 13 процентов негативный опыт достигал степени умеренного или сильного страдания, а у 1,1 процента это страдание было жизнеугрожающим, при этом 63 процента страдавших не обращались за какой-либо помощью.
Полученные результаты свидетельствуют, что спонтанные измененные состояния сознания широко распространены и производят разноплановые эффекты, причем негативные последствия обделены адекватным вниманием со стороны клинической практики, заключают авторы работы.
Помимо медитации и подобных практик индуцировать измененное состояние сознания можно с помощью виртуальной реальности в психотерапевтических целях. Так, испанские исследователи показали, что внетелесное переживание в VR-системе может способствовать уменьшению страха смерти.
При начале применения до 70 лет
Алекса Байзер (Alexa Beiser) из Бостонского университета провела с коллегами лонгитюдное исследование и выяснила, что использование слухового аппарата при возрастной тугоухости в возрасте до 70 лет связано с существенным снижением риска развития деменции. В работе использовали данные почти трех тысяч участников Фреймингемского исследования (FHS), включенных в возрасте от 60 лет (в среднем 68,9 года; 59 процентов — женщины), без деменции на исходном уровне. Тугоухость определяли методом тоновой аудиометрии по частотно усредненному порогу слуха в 26 децибел. Связь этого состояния и использования слухового аппарата с риском деменции от всех причин оценивали с помощью коксовских регрессионных моделей. Результаты опубликованы в журнале JAMA Neurology.