Каракары поиграли с предметами

Птицы играли друг с другом и в одиночку

Австрийские орнитологи описали игровое поведение южных каракар, живущих на Фолклендских островах. Молодые и взрослые птицы боролись друг с другом, хватали и подбрасывали предметы и даже перетягивали кожу мертвого пингвина. А когда исследователи предложили птицам пластиковые фигуры, они поиграли и с ними. Работа опубликована в BioOne.

Среди птиц есть виды с высоким интеллектом — в первую очередь это врановые и крупные попугаи. Южные каракары (Phalcoboenus australis), птицы из отряда соколообразных (Falconiformes), к попугаям и врановым не относятся, однако тоже могут похвастаться развитыми когнитивными способностями. Недавнее исследование, проведенное Кэти Харрингтон (Katie J. Harrington) и ее коллегами из Университета ветеринарной медицины в Вене, показало, что головоломки каракары решают не хуже, чем какаду. Это не удивительно: каракары любопытны, а еще питаются очень разной пищей, которую добывают различными способами, и нередко сталкиваются с отсутствием привычных ресурсов — то есть думать им не привыкать.

Теперь Кэти Харрингтон вместе с Меган Ламберт (Megan Lambert) описали игровое поведение южных каракар. Исследователи наблюдали за птицами на небольшом острове на северо-западе Фолклендских островов в летние и зимние сезоны на протяжении трех лет — с 2017 по 2019 год. Иногда каракары играли друг с другом: перекатывались и боролись (без явных признаков агрессии), перетягивали кожу мертвого пингвина, как канат, не пытаясь при этом съесть ее, отпускали и ловили в воздухе засохшие корни гигантской водоросли. Еще одну молодую птицу застали за игрой с полиэтиленом: она пинала его ногами, а спустя время к ней присоединился взрослый самец.

Также каракары играли в одиночку с разными предметами: корнями водорослей, растениями, камнями и овечьими фекалиями. Они хватали предметы, иногда подбрасывали их и снова ловили, или позволяли им скатиться по склону, а затем возвращали и повторяли то же самое. Иногда птицы перекатывались на спину, держа предметы в ногах перед собой — так, будто боролись с кем-то. Поведение, которое наблюдали ученые, соответствовало всем критериям игры: оно было спонтанным, добровольным, не приносило птицам никакой выгоды (то есть они играли ради игры), происходило в расслабленных условиях и повторялось.

В 2022 году ученые провели полевой эксперимент, предложив каракарам три пластиковых фигуры — конус и две пирамиды с тремя и с четырьмя гранями. Исследователи ожидали, что птицы заинтересуются предметами и начнут играть с ними. Также они предполагали, что больше всего каракар заинтересует четырехгранная пирамида, поскольку количество поверхностей предмета считается показателем сложности, который влияет на исследовательское и игровое поведение. Всего в течение восьми тестов с предметами повзаимодействовало 18 птиц — и некоторые не по одному разу. Иногда птицы играли с фигурами в одиночку, но чаще — в группах. Они подходили к предметам, касались их, пинали и перетаскивали. Вопреки ожиданиям ученых, чаще всего каракары контактировали с конусами, а не с четырехгранными пирамидами. Авторы предположили, что это из-за того, что конус начинает катиться, если его задеть или толкнуть, а пирамиды — нет.

Исследователи заключили, что склонность к игре в популяции каракар на Фолклендских островах может поддерживать их когнитивную гибкость, необходимую для выживания в нестабильных условиях. В будущем, по мнению ученых, будет полезно исследовать игровое поведения, манипулирование объектами и неофилию каракар, живущих на материке.

Играть могут не только звери и птицы, но и насекомые. Ранее исследователи обнаружили, что шмели не прочь без какой-либо цели и вознаграждения покатать шарики. Кроме того, нечто похожее на игровое поведение наблюдали даже у дрозофил: они намерено и неоднократно садились на вращающийся диск и крутились на нем.

Предков современных лошадей одомашнили около 4700 лет назад