Палеогенетики прочитали ДНК 25 человек римского времени с хорватского острова Хвар

У троих из них явно были предки из-за пределов Юго-Восточной Европы

Группа ученых исследовала останки 33 человек, которых в III–V веках нашей эры похоронили на хорватском острове Хвар. Среди прочего, палеогенетики прочитали ДНК 25 индивидов и определили, что происхождение большинства из них можно смоделировать из популяций бронзового и железного века, населявших Юго-Восточную Европу. Однако у трех исследованных детей нашлись предки, которые явно происходили из других регионов: по-видимому, из Восточного Средиземноморья и Северной Африки. Препринт доступен в репозитории bioRxiv.org.

В первых веках нашей эры в западной части Балканского полуострова находилась римская провинция Далмация, которую выделили в отдельную административно-территориальную единицу после подавления восстания иллирийских и паннонских племен в начале I века нашей эры. Одно из известных поселений этой провинции, управлявшейся из города Салона, располагалось на хорватском острове Хвар. Здесь в 2011 году археологи обследовали территорию заброшенного сада при дворце Радошевичей, построенном в XVII веке, и обнаружили древний некрополь.

Во время раскопок, проходивших в 2020–2021 годах, археологи выявили 17 погребений, совершенных в III–V веках нашей эры, в которых покоились останки 33 человек, причем 17 из них лежали в одной и той же гробнице. Остальные люди были похоронены в различных типах погребений, включая захоронения в амфорах. Вместе с останками ученые нашли сопроводительный инвентарь: керамические и стеклянные сосуды, масляные лампы, монеты, раковины морских улиток, рыболовный крючок и прочие предметы. Причем часть находок (например, лампы), по-видимому, были неместного происхождения и попали на остров Хвар из Греции, Малой Азии или Северной Африки.

Группа ученых из Австрии, Германии, Испании, Словении, США и Хорватии во главе с Роном Пинхаси (Ron Pinhasi) из Венского университета представила результаты исследования останков, обнаруженных в этом античном некрополе. Антропологи определили, что останки принадлежали 18 взрослым и 15 детям. Более точно определить возраст удалось установить по костям и зубам 16 индивидов. Среди них оказался один младенец, семь детей одного–пяти лет, один ребенок более старшего возраста (6–17 лет) и двое взрослых 18–35 и 36–45 лет.

Палеогенетики прочитали ДНК 25 из 33 человек из хварского некрополя. Геномный анализ позволил выявить среди них четыре группы родственников, одна из которых включала семь человек, а три других — по два человека. Это исследование показало, что биологическое родство напрямую не влияло на тип захоронения. Так, среди людей, похороненных в большой гробнице были представители трех семей, другие члены которой покоились в отдельных погребениях. Другой пример — это двойное детское погребение, в котором лежали останки мальчика и девочки, умерших в возрасте от одного до пяти лет. Они не были в тесном родстве друг с другом, зато имели родственников в других погребениях: у девочки — родной брат в другом одиночном захоронении, а у мальчика — взрослая родственница второй или третьей степени из большой гробницы.

Анализ главных компонент показал, что большинство исследованных индивидов генетически близки к современным популяциям, проживающим в европейской части Средиземноморья. На общем фоне сильно выделялись три генома, которые принадлежали мальчику и девочке из упомянутого двойного погребения, а также еще одной девочке того же возраста из другого захоронения. Дальнейшее исследование их происхождения показало, что, возможно, среди предков последней девочки были люди из Северной Африки, а у детей из парного погребения — из Восточного Средиземноморья. Среди оставшихся 22 индивидов больше всего было людей, происхождение которых можно смоделировать из популяций бронзового и железного века, которые проживали на Балканах, например, на землях современных Албании, Болгарии и Хорватии. Кроме того, предки некоторых проанализированных людей, по-видимому, происходили из популяций, которые в бронзовом и железном веке населяли территорию современной Греции и окружающих ее островов.

Кроме того, ученые проанализировали изотопный состав углерода и азота в останках 15 человек. Это исследование показало, что рацион людей был примерно одинаковым. В основном они потребляли пищу из растений с С3-фотосинтезом (к ним относятся, например, пшеница и овес) и животный белок наземного происхождения. Возможно, рацион также включал небольшое количество пищи из растений с С4-фотосинтезом (по-видимому, проса) и морепродуктов. Вместе с результатами палеопатологического исследования и высоким уровнем детской смертности полученные данные, по мнению ученых, говорят о низком уровне и качестве жизни древних людей с Хвара.

Ранее мы рассказывали, как палеогенетики прочитали геномы пиценов, которые в железном веке жили на территории современной Италии. Тогда ученые выяснили, что проживавшие на адриатическом побережье пицены заметно отличались от своих современников, которые в то же время населяли земли у побережья Тирренского моря.

Предки людей периода Дзёмон отделились от остальных восточных азиатов между 27 и 19 тысяч лет назад