Палеогенетики прочитали геномы пиценов

В железном веке эти люди жили на территории современной Италии

Палеогенетики проанализировали 54 генома древних жителей Италии, большая часть которых представляла собой носителей пиценской культуры железного века. Ученые пришли к выводу, что предки этих людей, проживавших на территории итальянской области Марке в I тысячелетии до нашей эры, по-видимому, в основном происходили из популяций Апеннинского полуострова бронзового века. При этом исследователи заметили, что населявшие адриатическое побережье пицены отличались от своих современников, проживавших у Тирренского моря, за счет большего вклада предковой компоненты, связанной с носителями ямной культуры. Об этом сообщается в препринте на bioRxiv.org.

В I тысячелетии до нашей эры на территории современной Италии сложился целый ряд этнических групп, отличавшихся друг от друга как языком, так и культурой. Среди них, например, были этруски, латины, оски, умбры и ряд других. Меньше известны пицены (буквально — «народ дятла») — население, проживавшее в железном веке в основном на территории современной области Марке, которая расположена вдоль побережья Тирренского моря. Пиценская культура сформировалась около IX века до нашей эры и начала угасать в первые годы III века до нашей эры, когда ее носителей покорил Рим. Археологические исследования пиценских памятников говорят о том, что это была одна из самых процветающих культур в этом регионе, представители которой часто взаимодействовали с населением других районов Европы и Восточного Средиземноморья, о чем, в частности, говорят артефакты из погребений.

Франческо Равазини (Francesco Ravasini) из Римского университета Ла Сапиенца совместно с коллегами из Великобритании, Италии и Эстонии решил изучить генетическую историю носителей пиценской культуры. Для этого ученые проанализировали 43 генома людей из двух некрополей железного века, раскопанных в Марке, — Новилара и Сироло-Нумана, которые относятся к VIII–V векам до нашей эры. Кроме того, они включили в исследование четыре новых генома людей VIII–VI веков до нашей эры из этрусского памятника Монтериджони (Тоскана), а также семи человек из позднеантичного некрополя Пезаро (Марке), который датируется VI–VII веками нашей эры.

Ученые отметили, что большинство людей из двух пиценских некрополей принадлежало к генетически однородной популяции, несмотря на различия в материальной культуре. Большую часть их родословной можно смоделировать всего из двух предковых компонент: земледельцев Малой Азии эпохи неолита и восточноевропейских охотников-собирателей / носителей ямной культуры. На их долю, по данным исследователей, приходится около 90 процентов генофонда пиценов. Оставшуюся часть они смоделировали из балканских и кавказских охотников-собирателей эпохи мезолита.

По словам авторов препринта, по-видимому, основными предками носителей пиценской культуры были представители популяций Апеннинского полуострова эпохи бронзы. Однако на графике главных компонент геномы пиценов оказались смещены в сторону современного населения Балканского полуострова и Северной Европы. Более того, дальнейшие исследования показали, что население железного века современной области Марке, расположенной у Тирренского моря, генетически отличалось от людей того же времени, живших на территории Тосканы, то есть у Адриатического моря. Разница заключалась в том, что у пиценов наблюдалось большее количество предков, связанных с носителями ямной культуры, а у обитателей районов, тяготеющих к Тирренскому морю, — земледельцев эпохи неолита.

Как в пиценском некрополе Новилара, так и в этрусском некрополе Монтериджони, ученые нашли людей, отличавшихся своим происхождением. Так, среди погребенных в Новиларе они обнаружили двух человек с ближневосточными предками, а также одного человека, который, возможно, происходил из Центральной Европы. В целом это соответствует тому, что пицены поддерживали культурные и торговые связи с разными регионами. В этрусском же некрополе присутствовали два человека, которые генетически близки к жителям острова Сардиния того времени.

Ученые также проанализировали особенности фенотипа древних жителей Италии. В частности, они выяснили, что среди пиценов часто встречались люди с голубыми глазами (30,2 процента) и светлыми волосами (20,9 процента). Исследователи отметили, что у этрусков, судя по имеющимся сведениям, голубые глаза встречались у 2,6 процента людей, а светлые волосы — у 5,3 процента. Кроме того, палеогенетики сообщили, что в позднеантичное время генофонд региона, где когда-то проживали пицены, заметно изменился, как и в остальной Италии. Проанализировав семь геномов, они выявили существенный приток генов из ближневосточных популяций. При этом один из исследованных людей, возможно, происходил из популяций Центральной или Северной Европы.

Ранее мы рассказывали, как ученые изучили генофонд этрусков. Тогда они выяснили, что, несмотря на отличия в культуре и языке, этот народ генетически был близок к италикам.

Ведды оказались генетически близки к этническим группам из Индии