Они выяснили, что, скорее всего, останки из этого памятника принадлежали одному человеку, а не двум
Палеогенетики проанализировали ДНК, которую выделили из древних останков, найденных на итальянском палеолитическом памятнике Рипаро-Тальенте. Ученые пришли к выводу, что нижняя челюсть и кости посткраниального скелета принадлежали, скорее всего, одному взрослому мужчине, а не двум индивидам, как это предполагалось ранее. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Communications Biology, возраст останков составляет больше 16 тысяч лет.
В итальянской провинции Верона, расположенной на севере страны, находится карстовый навес Рипаро-Тальенте, который представляет собой археологический памятник среднего и верхнего палеолита, открытый еще в 1958 году. Помимо многочисленных артефактов, во время раскопок, проходивших в 1960–1970-х годах, исследователи обнаружили там останки неандертальцев и людей современного анатомического вида. Так, в 1963 году археологи нашли в перемешанных отложениях этого памятника нижнюю челюсть кроманьонца, а спустя десять лет — захоронение человека, у которого отсутствовал череп.
Палеоантропологи определили, что и челюсть, и посткраниальный скелет принадлежали взрослым мужчинам, которые умерли в возрасте примерно 22–30 лет. Несмотря на это, исследователи предполагали, что останки, по-видимому, принадлежали двум разным людям, жившим в эпиграветтскую эпоху. На это, в частности, указывали результаты радиоуглеродного анализа. Возраст ребра ученые оценили в 15570–16130 лет, а зуба — в 16500–16980 лет, то есть в среднем разница между ними составляла 890 лет. Кроме того, на то, что останки принадлежали двум индивидам также намекал анализ стабильных изотопов углерода и азота.
Исследователи из Германии и Италии во главе с Козимо Постом (Cosimo Post) из Тюбингенского университета вернулись к изучению этих останков. Несколько лет назад ученые извлекли ДНК из нижней челюсти и зубов, найденных на этом памятнике. Ее анализ показал, что останки принадлежали мужчине, который был представителем так называемого кластера Виллабруна — людей, расселившихся по Апеннинскому полуострову после окончания максимума последнего оледенения. Он был носителем митохондриальной гаплогруппы U2′3′4′7′8′9 и Y-хромосомной гаплогруппы I2, которые были распространены среди европейских охотников-собирателей в конце эпохи верхнего палеолита.
Пост и его коллеги уточнили возраст останков из Рипаро-Тальенте. По обновленным данным возраст бедренной кости составляет 16210–16360 лет, а нижней челюсти — 16130–16460 лет. Кроме того, исследователи выделили ДНК из бедренной кости, чтобы подтвердить или опровергнуть, принадлежали ли останки из этого памятника одному или двум людям. Генетический анализ показал, что посткраниальный скелет принадлежал человеку с теми же митохондриальными и Y-хромосомными гаплогруппами.
Дальнейшие исследования показали, что останки из Рипаро-Тальенте принадлежали, скорее всего, одному человеку или же, менее вероятно, однояйцевым близнецам. Разница же в радиоуглеродном возрасте находок, по-видимому, связана с загрязнением (возможно, с консервацией костей, которая проводилась после раскопок). Помимо этого, ученые также отметили, что анализ нового генома указал на небольшой эффективный размер популяции эпиграветтских охотников-собирателей, о чем свидетельствовали и результаты прошлых исследований.
Недавно палеогенетики проанализировали геном кроманьонского ребенка, жившего около 17 тысяч лет назад на территории современной Италии. В частности, ученые определили, что у него были те же митохондриальная и Y-хромосомная гаплогруппы, как и у мужчины из Рипаро-Тальенте.
Что отпечатки из Лаэтоли говорят о ходьбе древних гоминин
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Множество животных могут стоять и даже некоторое время ходить на двух ногах. Однако люди — единственные, кто делает это постоянно. В книге «Первые шаги: Как прямохождение сделало нас людьми» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Натальей Колпаковой, палеоантрополог Джереми Десильва рассказывает об эволюционных истоках прямохождения и о том, как оно положило начало исследованию мира, развитию речи и нашей способности создавать технологии. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как игра со слоновьим навозом помогла отыскать следы древних гоминин.