Эти обезьяны могут стать индикатором состояния лесных экосистем — и зонтичными видами, защита которых поможет тысячам других
Зоологи призвали к дополнительным усилиям по охране красных колобусов — малоизвестных обезьян из тропических лесов Африки. Все 17 их видов находятся под угрозой исчезновения из-за охоты и разрушения среды обитания. При этом, как отмечается в статье для журнала Conservation Letters, красные колобусы становятся жертвами браконьеров раньше, чем какие-либо другие обитатели джунглей — а значит, отслеживая состояние их популяций, можно судить о здоровье всей лесной экосистемы. Кроме того, охрана этих приматов поможет защитить множество других видов.
Красные колобусы (Piliocolobus) — представители семейства мартышковых (Cercopithecidae), которые обитают в кронах тропических лесов от Сенегала на западе до Занзибара на востоке и питаются в основном листьями и семенами — пострадали от человеческой деятельности сильнее, чем какие-либо другие африканские нечеловекообразные обезьяны. Все 17 видов этих приматов оказались под угрозой исчезновения из-за того, что местные жители убивают их ради мяса и сводят их родные леса под нужды сельского хозяйства. А один вид, Piliocolobus waldronae, населявший Гану и Кот-д’Ивуар, возможно, уже вымер.
При этом, по мнению команды зоологов под руководством Джошуа Линдера (Joshua M. Linder) из некоммерческой организации The Forest Collective, в настоящее время защите красных колобусов уделяется недостаточно внимания. Исследователи выделяют несколько возможных причин этого. Во-первых, красные колобусы малоизвестны: международное природоохранное сообщество и власти африканских стран слабо осведомлены о существовании этих приматов и угрозах, с которыми они сталкиваются. Отчасти это связано с тем, что представители данной группы не выживают в неволе и потому не содержатся в зоопарках и питомниках. Также их редко показывают в документальных фильмах о природе.
Во-вторых, красные колобусы плохо изучены. Несмотря на широкий ареал рода, лишь немногие популяции становились объектом долгосрочных исследований — а об экологических предпочтениях и ареале других почти ничего неизвестно. Дополнительную проблему создает запутанный таксономический статус красных колобусов: в последние десятилетия количество признанных видов этих приматов неоднократно менялось. Наконец, отдельные представители рода, особенно из Демократической Республики Конго, Нигерии, Камеруна и Кении, живут в труднодоступных и опасных регионах, куда редко добираются исследователи, защитники окружающей среды и туристы.
Авторы отмечают, что основной угрозой для красных колобусов является охота, от которой они страдают в большей степени, чем какие-либо другие обитатели африканских джунглей (включая человекообразных обезьян). Стайный образ жизни и шумное поведение этих приматов позволяют легко найти их в лесу. Кроме того, они не убегают при виде человека, который может застрелить сразу нескольких представителей группы за раз. А благодаря крупным размерам красных колобусов добывать их выгодно с экономической точки зрения: за деньги, потраченные на один патрон, охотник получит больше мяса, чем в случае других обезьян.
Неудивительно, что красные колобусы исчезают из джунглей быстрее, чем какие-либо другие животные. Однако высокая уязвимость этих приматов делает их отличным индикатором здоровья лесных экосистем. Сокращение популяций красных колобусов может на ранних этапах сообщить исследователям о высокой активности браконьеров и утрате экологических функций, таких как распространение семян. В качестве примера авторы приводят леса Эбо на западе Камеруна. Если судить по состоянию местной популяции шимпанзе (Pan troglodytes), то может показаться, что дела с охраной природы здесь обстоят неплохо. Однако красные колобусы не встречаются в лесу Эбо с 2012 года, что лучше отражает высокий уровень незаконной охоты.
Таким образом, уделяя больше внимания красным колобусам, специалисты смогут точнее отслеживать состояние африканских тропических лесов и благодаря этому эффективнее их защищать. Кроме того, по мнению Линдера и его соавторов, эти приматы могут стать зонтичными видами, охрана которых пойдет на пользу множеству существ, которые живут с ними по соседству. Например, меры по защите семи видов красных колобусов из лесов Демократической Республики Конго будут способствовать изучению и защите этого богатого видами региона. То же верно и для представителей рода, населяющих дельты африканских рек, горные леса Западной и Восточной Африки и побережье Гвинейского залива.
Чтобы реализовать потенциал данной стратегии, Линдер и его коллеги рекомендуют обеспечить всем видам красных колобусов правовую защиту; активнее исследовать этих приматов и отслеживать состояние их популяций; а также обеспечить охрану существующих заповедников и национальных парков и создать новые. Кроме того, необходимо привлечь к этим усилиям местных жителей.
Один из видов красных колобусов, колобусы Кирка (Piliocolobus kirkii), обитает только на острове Занзибар. Несмотря на охраняемый статус, эти обезьяны регулярно гибнут под колесами машин. Несколько лет назад зоологи выяснили, что только в национальном парке Джозани-Чвака Бэй, где живет половина популяции колобусов Кирка, по этой причине каждые шесть недель погибает по одной особи. Тем не менее, за прошедшие 20 лет потери среди приматов заметно сократились — скорее всего, благодаря четырем лежачим полицейским, которые были установлены на проходящей через парк дороге.
Ранее две попытки вернуть ворон на Большой остров Гавайского архипелага закончились неудачно
Специалисты по охране природы выпустили в заповеднике на острове Мауи пятерых гавайских ворон. Этот вид вымер в природе в 2002 году, а две попытки вернуть его в родные леса на Большом острове Гавайского архипелага закончились неудачей. Как сообщается в пресс-релизе природоохранной организации San Diego Zoo Wildlife Alliance, на этот раз ученые выбрали для реинтродукции соседний остров, где нет опасных для ворон хищников — канюков.