TESS нашел мини-нептун у края обитаемой зоны тройной системы красных карликов

Планета обращается вокруг одной из звезд системы

Космический телескоп TESS обнаружил мини-нептун, который находится на внутреннем краю обитаемой зоны красного карлика. Сам карлик примечателен тем, что входит в близкую к Солнцу тройную систему красных карликов. Препринт работы доступен на сайте arXiv.org.

Поиски небольших экзопланет у маломассивных звезд преследуют несколько задач, одна из них заключается в объяснении «зазора Фултона» — дефицита короткопериодных экзопланет радиусом около 1,5–2 радиусов Земли, который разделяет скалистые суперземли и мини-нептуны, обладающие большими запасами летучих веществ. Еще одна цель — понимание свойств экзопланет, попадающих в обитаемые зоны звезд или расположенных вблизи их границ, что важно для оценки их потенциальной обитаемости.

Группа астрономов во главе с Матильдой Тиммерманс (Mathilde Timmermans) из Льежского университета сообщила о новом мини-нептуне, который находится вблизи границы обитаемой зоны одного из красных карликов в тройной системе TOI-4336. Изначально транзиты планеты по звезде обнаружил космический телескоп TESS, открытие также подтверждается фотометрическими данными наблюдений наземных обсерваторий.

Родительской звездой экзопланеты стал красный карлик TOI-4336A типа M3.5. Он вместе с двумя другими карликами типов M3.5 и M4 образует тройную систему, содержащую внутреннюю пару, вокруг которой по широкой орбите обращается третья звезда. Система находится в 71 световом годе от Солнца, ее возраст оценивается в 6,6 миллиарда лет. Масса TOI-4336A составляет 0,331 массы Солнца, а радиус — 0,33 радиуса Солнца.

Орбитальный период TOI-4336Ab составляет 16,3 дня, она попадает на внутренний край обитаемой зоны своей звезды, а ее эффективная температура оценивается в 308 кельвин. Радиус экзопланеты составляет 2,12 радиуса Земли, а предполагаемая масса может составлять 5,4 массы Земли.

В дальнейшем за экзопланетой понаблюдает спектрограф ESPRESSO при помощи метода радиальных скоростей, что должно дать точную оценку массы. Кроме того, TOI-4336Ab станет хорошей целью для наблюдений «Джеймса Уэбба» за потенциальной атмосферой.

TESS обнаруживает планеты и в обитаемых зонах — он уже находил там суперземли, землеподобные тела и суперюпитер.

Разницу в составе пары звезд-гигантов объяснили неоднородностями первичного облака