Дата рождения определила репродуктивную тактику самцов кальмара

Самцы, родившиеся раньше, становились доминантными консортами, а их младшие сородичи — скрытными сникерами

Исследователи из Японии обнаружили, что репродуктивная стратегия кальмаров Heterololigo bleekeri определяется их датой рождения. У этих кальмаров более крупные самцы — консорты — спариваются с самками открыто и конкурируют с другими консортами. А самцы поменьше — сникеры — просто ждут удачной возможности тайно спариться с самкой. Исследование кальмаров, пойманных в течение длинного сезона размножения, показало, что консорты вылуплялись с апреля по июль, а сникеры — с июня по август. Как сообщается в Proceedings of the Royal Society B, это первое свидетельство влияния даты рождения на репродуктивную тактику среди водных беспозвоночных — ранее подобное обнаруживалось лишь у рыб.

У некоторых видов кальмаров из семейства Loliginidae самцы бывают двух типов: тех, что покрупнее, называют консортами (consort), а более мелких — сникерами (sneaker). Консорты и сникеры используют разные репродуктивные тактики. Первые открыто соблазняют самку, оплодотворяют ее и защищают от других самцов. Вторые не конкурируют с сородичами открыто и спариваются с самками лишь тогда, когда консорта нет рядом. В итоге от 50 до 95 процентов яиц оказываются оплодотворены консортами, а оставшиеся 5–50 процентов — сникерами.

Подобные альтернативные репродуктивные тактики встречаются и у других животных — рыб, птиц, насекомых и ракообразных. Тактика может меняться в течение жизни, или же определяться еще до начала репродуктивного сезона и сохраняться на всю жизнь. На то, какой тактики будет придерживаться самец, часто влияют условия окружающей среды. Так, у видов с длинным сезоном размножения особи, родившиеся раньше и позже, растут в разных условиях. Самцы рыб Zosterisessor ophiocephalus и Salaria pavo, которые родились позже, к началу сезона размножения не дорастают до размеров своих старших сородичей. Это определяет их репродуктивную тактику — и она, таким образом, зависит от даты рождения. Однако на представителях других таксонов гипотеза о дате рождения не проверялась.

Самцы кальмаров Heterololigo bleekeri, представителей семейства Loliginidae, тоже делятся на консортов и сникеров. Кроме того, для этого вида характерен длинный сезон размножения — с января по май. Шота Хосоно (Shota Hosono) и его коллеги из Токийского университета решили проверить, определяет ли дата рождения самцов H. bleekeri их репродуктивную тактику. Для этого они определяли возраст и репродуктивную тактику самцов кальмаров, выловленных у побережья Хонсю в течение сезонов размножения 2020–2022 года и летом 2023 года. Репродуктивную тактику зрелых самцов определяли по сперматофорам: у консортов они длиннее и производят нитеобразные сперматангии, а у сникеров — короче, а сперматангии каплеобразной формы. Если сперматофоры не были развиты, самцов считали незрелыми. Возраст определяли по статолитам — твердым органам равновесия, количество слоев которых соответствуют возрасту моллюска в днях.

Всего исследователи установили возраст 201 самца — 97 консортов, 38 сникеров и 66 неполовозрелых особей — и 68 половозрелых самок. Почти всегда, независимо от даты отлова, пойманные сникеры были значительно моложе консортов и зрелых самок. Анализ показал, что пойманные консорты вылупились с 11 апреля по 23 июля, а сникеры — со 2 июня по 24 августа. Самцы, вылупившиеся со 2 июня по 23 июля таким образом могли оказаться как консортами, так и сникерами. Неполовозрелые самцы, которых удалось поймать ученым, вылупились с 29 марта по 18 июля — то есть их даты рождения в основном совпадали с датами рождения консортов. Некоторые из пойманных неполовозрелых самцов на момент отлова уже достигали размеров сникеров, однако не становились ими. Так исследователи пришли к выводу, что репродуктивная тактика самцов H. bleekeri определяется вскоре после рождения, и вряд ли меняется в течение жизни.

Также авторы сравнили темпы роста кальмаров, придерживающихся разных репродуктивных тактик, в первые 100 дней после вылупления — и не обнаружили разницы: до сотого дня консорты и сникеры развивались примерно с одной скоростью. Только с 20 по 40 день с момента вылупления темпы роста сникеров были несколько выше. Таким образом, разница в размерах между разными самцами H. bleekeri возникает, судя по всему, уже после сотого дня. Возможно, дело в том, что у особей, родившихся раньше, остается больше времени для того, чтобы вырасти — до момента, когда придет пора оплодотворять самок. С другой стороны, иногда даты рождения консортов и сникеров пересекаются — и тогда нельзя говорить о нехватке времени, которая не позволила сникерам дорасти до консортов. Вероятно, в какой-то момент времени консорты начинают расти быстрее сникеров.

Ученые заключили, что на репродуктивную тактику кальмаров H. bleekeri влияет их дата рождения — от нее зависят физические, биологические и социальные факторы окружающей среды, которым кальмары подвергаются во время взросления. Поскольку яйца кальмаров обычно оплодотворяются спермой разных самцов, потомство и от консортов, и от сникеров должно вылупляться в течение всего сезона размножения. Это ставит под сомнение возможность наследуемости тактики: если бы она наследовалась, четкой разницы во времени рождения между самцами, использующими разные тактики, ученые бы не обнаружили. Авторы предположили, что будущие исследования позволят выяснить, как именно дата вылупления влияет на регуляторные каскады, определяющие фенотип самцов H. bleekeri.

Недавно зоологи обнаружили необычный сценарий ухаживания у самцов каракатиц Sepia andreana: соблазняя самку, они выпускали чернила, на темном фоне которых устраивали демонстрацию щупалец, характерную для их обычных ухаживаний. Разные самцы использовали чернила почти в половине случаев, когда пытались соблазнить самку. Впрочем, очевидной пользы от этого не было: самки соглашались на спаривание крайне редко, независимо от того, выпускал самец чернила или нет.

На побережье Флориды начали массово выбрасываться рыбы-пилы