Самцы каракатиц выпустили чернила во время ухаживаний

Вероятно, так они пытались привлечь внимание самок

Японские ученые описали два сценария ухаживаний самцов каракатиц Sepia andreana. Один сценарий длился пару минут и включал в себя демонстрацию длинных щупалец с проступающими на них узорами, а другой мог занять больше часа: во время такого ухаживания самцы долго кружили вокруг самок, поглаживали их, а затем выпускали чернила, создавая за собой темный фон, на котором также демонстрировали щупальца. Успешность ухаживаний не зависела от сценария и всегда оставалась очень низкой, однако почти в половине случаев самцы все равно использовали чернила. Авторы предположили, что чернильный фон может делать самцов более заметными для самок или скрывать самок от конкурентов. Исследование опубликовано в Ecology and Evolution.

Важной частью ухаживаний у многих животных является визуальная демонстрация. Помимо яркой окраски самцов и брачных танцев — или в дополнение к ним — встречаются и другие стратегии. Например, бело-пятнистые иглобрюхи (Torquigener albomaculosus), чтобы привлечь самок, строят на дне океана большие круги из песка — за это их прозвали рыбами-архитекторами. Самцы рыб гуппи кругов не строят, но выбирают световой фон, на котором будут демонстрировать свои ухаживания. Гигантские австралийские каракатицы (Sepia apama) схожим образом склонны выбирать более однородный фон для передачи сигналов сородичам. А во время ухаживаний самцы каракатиц меняют цвет и становятся полосатыми. Однако поскольку многие виды каракатиц обитают на большой глубине, исследований их репродуктивного поведения до сих пор было не так много.

Чтобы изучить особенности ухаживающего поведения каракатиц, Арата Накаяма (Arata Nakayama) из Токийского университета и его коллеги выловили несколько зрелых каракатиц Sepia andreana у побережья Аомори и разместили их в аквариумах океанариума Асамуши. Самцов и самок до начала экспериментов содержали раздельно. Во время экспериментов в один аквариум помещали либо одного самца и нескольких самок либо нескольких самцов и нескольких самок. Всего в исследовании участвовало 13 самцов и 43 самки. Поскольку самок было больше, некоторые самцы участвовали в испытаниях несколько раз.

Самцы ухаживали за самками, следуя двум сценариям. Первый сценарий был коротким (1,6 ± 2,8 минуты): сначала самец следовал за самкой, потом зависал над ней, а после этого начинал демонстрацию — вытягивал тело и два длинных щупальца (у самцов S. andreana вторая пара щупалец сильно длиннее и плотнее других, в отличие от самок, все щупальцы которых — кроме ловчих — одного размера). Вдоль тела проступала темная полоса, ведущая от латеральной мантии к третьему щупальцу, а вдоль длинных щупалец появлялся узор из темных полос. При этом рисунки проступали только на той стороне тела, которая была обращена к самке. Так 13 самцов ухаживали за самками в 19 случаях из 36.

Второй сценарий, к которому 13 самцов прибегали в 17 случаях из 36, был гораздо более сложным и длился намного дольше — 50,5 ± 21,3 минуты. Во время него самец побуждал самку прижаться к дну, время от времени проплывал сверху, демонстрируя узоры, гладил самку длинными щупальцами — той их стороной, на которой нет присосок, а затем чуть отплывал и выбрасывал чернильную каплю, которая оставалась висеть над головой самки. После этого он выпускал чернила другой консистенции в сторону от самки — они рассеивались в толще воды, формируя темный фон. На этом фоне самец приступал к вытягиванию щупалец и демонстрации узоров, как в случае более короткого ухаживания.

И в том, и в другом случае спаривание происходило только сразу после демонстрации. Правда происходило оно крайне редко — в 1 из 19 случаях коротких ухаживаний и в 2 из 17 случаев ухаживаний с выделением чернил. Успешность ухаживаний среди каракатиц в целом довольно низкая, поэтому ученых не удивило то, что самки неохотно подпускали самцов к себе. В предыдущих исследованиях с другими видами каракатиц частота отказов самок составляла 60–70 процентов.

И хотя долгое ухаживание с чернилами существенно не повышало шансы самцов спариться с самками, спаривания происходили только после демонстрации щупалец и узоров. А чернильный фон, заключили авторы, делает эту демонстрацию более заметной — вероятно, именно поэтому самцы S. andreana прибегают к этой тактике. Также авторы предположили, что чернильный фон может скрывать самку от других самцов. Любопытно, что ранее подобного поведения у головоногих моллюсков не наблюдали: чернила они обычно используют для защиты — чтобы скрыться во время встреч с хищниками или конфликтов с сородичами.

Несмотря на способность головоногих моллюсков менять окраску, считается, что сами они цвета не различают: их глаза содержат лишь один тип фоторецепторов. Однако несколько лет назад исследователи описали механизм, который, вероятно, все же позволяет им различать цвета: благодаря их зрачкам сложной формы, иногда похожим на буквы W или U, световые волны разной длины попадают на сетчатку под разными углами и фокусируются на разных участках.

Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей