Это показали на двух миллионах шведок
Большое когортное исследование показало, что женщины, у которых наблюдались преждевременные роды, малый вес ребенка при рождении, преэклампсия, другие гипертонические расстройства или гестационный диабет, имеют повышенный риск смерти, который сохраняется на протяжении 40 и более лет. На эту закономерность не влияли общие семейные факторы, при этом в исследовании изучались данные более чем двух миллионов шведок. Результаты исследования опубликованы в JAMA Internal Medicine.
Неблагоприятные исходы беременности, включая преждевременные роды, рождение малого для гестационного возраста ребенка, преэклампсию, гипертонические расстройства и гестационный диабет, связаны с более высоким риском кардиометаболических нарушений в будущем. Однако мало что известно о долгосрочных рисках смертности у женщин с такими патологиями. При этом почти у 30 процентов всех женщин в репродуктивном возрасте беременность протекает с неблагоприятными исходами.
Ранее несколько исследований показали, что у женщин с преждевременными родами смертность до 44 лет спустя была в 1,4 раза выше, чем у женщин, родивших в срок, включая повышенную смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, респираторных заболеваний и диабета. Аналогичные результаты были показаны для других осложнений беременности, однако ни в одном исследовании не рассматривались множественные неблагоприятные исходы беременности в течение репродуктивной жизни каждой женщины в связи с будущей смертностью.
Чтобы устранить эти пробелы в знаниях, группа ученых под руководством Кейси Крамп (Casey Crump) из Техасского университета в Остине провела когортное исследование, в котором приняли участие более двух миллионов шведок. Исследователи изучили, как на долгосрочный риск смерти влияют сразу пять осложнений беременности — преждевременные роды, малый вес ребенка при рождении, преэклампсия, другие гипертонические расстройства или гестационный диабет. В общей сложности у 667774 женщин наблюдался по крайней мере один неблагоприятный исход беременности, а у 181783 — два (не обязательно при одной и той же беременности). Наиболее частыми неблагоприятными исходами беременности были роды малого для гестационного возраста ребенка.
За 56 миллионов человеко-лет наблюдения умерли 88055 женщин, в том числе 33 женщины умерли в течение первых семи дней и 117 женщин умерли в течение первых 28 дней после родов. За весь период наблюдения (≤ 46 лет после родов) все пять неблагоприятных исходов беременности независимо друг от друга были связаны с более высокой смертностью. После корректировки на все другие неблагоприятные исходы беременности и ковариаты показатели риска смерти от всех причин, связанные с конкретными неблагоприятными исходами беременности, составили: гестационный сахарный диабет — 1,52; преждевременные роды — 1,41; малый для гестационного возраста — 1,30; артериальные гипертензии — 1,27; преэклампсия — 1,13.
Риск смерти, связанный с преждевременными родами, был самым высоким в первые десять лет после родов. Однако этот риск оставался значительно повышенным даже через 30–46 лет после родов. При этом на протяжении всего периода наблюдения гестационный диабет был связан с наибольшим количеством смертей (116 на 100 тысяч человеко-лет). Все пять основных неблагоприятных исходов беременности были связаны со значительно более высокой (в 1,5–2,5 раза) смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний, за которыми следовали респираторные заболевания и диабет.
По мнению ученых, результаты этого исследования свидетельствуют о том, что женщины, роды у которых осложнились различными патологиями, нуждаются в ранних профилактических мерах и длительном наблюдении для своевременного выявления и лечения хронических заболеваний, связанных с ранней смертностью.
Впрочем, профилактика преждевременных родов может осложниться изменениями климата. Ранее мы рассказывали, что сильная жара повысила их риск.
По данным опросов до и после ее ведения
В апреле 2022 года в Англии производителей готовых блюд обязали указывать их энергетическую ценность на упаковке — по замыслу законодателей, это должно было помочь в борьбе с эпидемией ожирения. Меган Полден (Megan Polden) из Ливерпульского университета с коллегами провела обсервационное исследование и пришли к выводу, что получать меньше калорий с подобной продукцией ее потребители не стали. Авторы работы опросили 6578 покупателей на выходе из 330 заведений общепита в четырех городах до и после введения обязательной маркировки и выполнили статистический анализ. Его результаты опубликованы в журнале Nature Human Behaviour.