Молодые самцы лазоревок уступили чужих самок старшим сородичам

В отсутствии старших самцов репродуктивный успех молодых увеличился

Орнитологи из Германии удалили почти всех взрослых самцов из популяции обыкновенных лазоревок накануне сезона размножения, чтобы выяснить, повлияет ли это на репродуктивный успех молодых птиц. В естественных условиях самцы лазоревок спариваются не только со своими партнершами, но и производят дополнительное потомство от других самок. Однако старшие самцы преуспевают в этом сильнее, чем годовалые. В год эксперимента молодые самцы увеличили свой репродуктивный успех и чаще спаривались с чужими самками, из-за чего ученые пришли к выводу, что более низкие показатели внепарного отцовства годовалых самцов в естественных условиях объясняются присутствием старших сородичей, а не недостатком опыта или незрелостью. Работа опубликована в PLoS Biology.

Многие социально моногамные виды животных, формирующие пары на много лет или даже на всю жизнь, периодически спариваются с другими партнерами, чтобы увеличить свой репродуктивный успех. Такие внепарные спаривания характерны, например, для птиц, в том числе для обыкновенных лазоревок (Cyanistes caeruleus). При этом некоторые самцы чаще других обзаводятся «дополнительным» потомством, и ранние исследования показали, что возраст лучше всего предсказывает успех внепарного отцовства — у молодых годовалых самцов, размножающихся впервые, шансов обзавестись лишним потомством обычно меньше, чем у их старших сородичей. Однако неясно, почему так происходит: дело может быть в том, что годовалые самцы недостаточно зрелые или опытные, и тогда можно предположить, что даже в отсутствии более взрослых самцов в популяции они будут давать меньше внепарного потомства. Альтернативное объяснение заключается в том, что молодые самцы проигрывают старшим конкурентам — и тогда их репродуктивный успех может увеличиться, если взрослых сородичей не окажется поблизости во время сезона размножения.

Этот вопрос исследовала Эмми Шлихт (Emmi Schlicht) и ее коллеги из Института биологического интеллекта Общества Макса Планка. Чтобы выяснить, объясняется ли низкий успех внепарного отцовства молодых самцов присутствием старших, они удалили почти всех взрослых самцов из популяции обыкновенных лазоревок в смешанно-лиственном лесу недалеко от Лансберга-на-Лехе накануне сезона размножения в 2022 году. В итоге в тот сезон из 75 размножающихся самцов 71 (95 процентов) были годовалыми. Для сравнения, в предыдущие (контрольные) годы на исследуемой территории годовалыми были от 26 до 63 процентов размножающихся самцов.

В год эксперимента у 33 процентов молодых самцов (24 из 71) родился по крайней мере один птенец от чужой самки — в контрольные годы «дополнительное» потомство оставляли лишь 5–26 процентов молодых отцов. Таким образом, пока старшие сородичи отсутствовали, успешность внепарного отцовства молодых самцов лазоревок выросла. Кроме того, ученые обнаружили, что доля гнезд с «дополнительными» птенцами осталась такой же, как и в контрольные годы: в 2022 году их было 33 процента, а в контрольные годы — от 33 до 52 процентов. Это означало, что частота внепарных спариваний не уменьшилась в отсутствии старших самцов. А вероятность того, что годовалый самец даст внепарное потомство была сопоставима с вероятностью, наблюдаемой для взрослых самцов в контрольные годы (33 процента против 22–57 процентов).

Всего отцами внепарного потомства в 2022 году стали 39 самцов — и 30 из них были молодыми. Несмотря на отсутствие старших самцов по соседству, самки продолжали чаще спариваться с чужими самцами-соседями (большинство из которых были годовалыми), вместо того, чтобы искать более взрослых самцов где-то подальше — вне исследуемой территории.

Авторы пришли к выводу, что более низкий успех внепарного отцовства годовалых самцов лазоревок связан именно с присутствием старших сородичей, а не является прямым следствием молодости, неопытности или незрелости. Причин того, что старшие самцы чаще молодых обзаводятся дополнительным потомством, может быть несколько. Во-первых, самцы лазоревок конкурируют друг с другом — и взрослые птицы могут побеждать в прямых стычках. Во-вторых, самки этого вида могут предпочитать партнеров постарше. В-третьих, опыт может играть роль: старшие самцы легче формируют ассоциации и могут, к примеру, спариваться с самками с которыми они уже спаривались в предыдущие годы. И в-четвертых, роль могут играть посткопулятивные эффекты: сперма старших самцов может содержать больше сперматозоидов (или больше конкурентноспособных сперматозоидов), хотя ранние результаты не подтверждают эту гипотезу: взрослые и молодые самцы лазоревок, спаривающиеся с одинаковым количеством чужих самок, имеют одинаковый успех оплодотворения.

Также репродуктивный успех молодых самцов мог возрасти в отсутствии старших еще и потому, что изменился половой состав популяции: самцов в год эксперимента было значительно меньше, чем самок. Таким образом, у годовалых самцов было больше возможностей спариваться с чужими самками, а для самок, напротив, количество доступных партнеров уменьшилось.

Недавно зоологи обнаружили пару обыкновенных лазоревок и их птенцов в дупле, где вместе с ними жили 25 гигантских вечерниц — летучих мышей, охотящихся на птиц. Хищники в дупле не пытались напасть на птиц, а лазоревки выглядели спокойными и не воспринимали летучих мышей как угрозу. Это наблюдение подтвердило, что гигантские вечерницы ловят птиц только в полете, а в укрытиях не представляют для них опасности.

Малые фламинго столкнутся с нехваткой пищи из-за роста уровня озер в Восточной Африке