Ведды оказались генетически близки к этническим группам из Индии

На это указал анализ ДНК 37 коренных жителей Шри-Ланки

Группа ученых исследовала ДНК 37 веддов — коренного населения Шри-Ланки. Анализ показал, что генетически эти люди ближе всего к нескольким этническим группам, проживающим в Индии и говорящим на дравидийских и австроазиатских языках. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Mitochondrion.

К юго-востоку от Индии находится крупный остров Шри-Ланка, на котором проживают около 22 миллионов человек. Большую часть населения этого острова (примерно три четверти) составляют сингалы — индоарийский народ, переселившийся на Шри-Ланку в середине I тысячелетия до нашей эры. До их прихода здесь проживали ведды, численность которых сегодня крайне мала. Предполагается, что это потомки древнейшего населения острова, которые раньше говорили на неизвестном изолированном языке. До наших дней он дошел в виде языка-субстрата для креольского языка ведда.

Руванди Ранасингх (Ruwandi Ranasinghe) из Университета Коломбо совместно с коллегами из Индии, Швейцарии и Шри-Ланки решил разобраться с генетической историей веддов. Для этого ученые проанализировали ранее опубликованные митохондриальные и ядерные геномы 37 представителей этого народа, которые были не связаны друг с другом родством по материнской линии.

На графике, построенном с помощью метода главных компонент, геномы веддов попали в кластер с другими популяциями из Южной Азии. В частности, они оказались близки к сингалам и ланкийским тамилам, то есть к крупнейшим этническим группам Шри-Ланки. Однако F-статистика показала, что генетически наиболее близкие популяции проживают за пределами острова. Среди них оказались этнические группы из Индии: санталы и джуанг, которые говорят на языках австроазиатской семьи, а также панья, паллар и ирула, которые говорят на языках дравидийской семьи.

Исследователи также проанализировали общие по происхождению блоки сцепления (IBD). Судя по ним, ведды наиболее близки к дравидийскому племени ченчу, которое проживает в штате Андхра-Прадеш, расположенном на юге Индии, а также к популяциям, выявленным с помощью F-статистики, и некоторым другим этническим группам. Ученые также изучили митохондриальные линии веддов. Они выявили у них 17 гаплогрупп, 14 из которых также встречаются у сингалов и тамилов. Исключениями оказались гаплогруппы M73, U2’3’4’7’8’9 и U3.

По мнению ученых, их наблюдения подтверждают идею, что ведды представляют собой потомков древних охотников-собирателей Южной Азии, заселившей регион еще в эпоху палеолита. Несмотря на многие столетия соседства с сингалами, тамилами и другими народами, ведды сохранили генетическое своеобразие своей популяции.

Ранее мы рассказывали о происхождении сингалов и ланкийских тамилов. Анализ ДНК этих людей показал, что эти популяции генетически однородны, несмотря на то, что говорят на языках разных семей.

Похороненных в обнимку древних людей назвали матерью и дочерью