Орхидных пчел назвали эффективным индикатором деградации амазонских тропиков

Их видовое разнообразие специфически изменяется при вырубках и ведении сельского хозяйства

Если тропический лес в бассейне Амазонки эффективно охраняется, в нем можно обнаружить 11 характерных видов орхидных пчел, а если он подвергся рубке и плохо восстанавливается, в нем встречается уникальный для таких местообитаний вид Eulaema nigrita. Видовое богатство и численность орхидных пчел оказались эффективным биоиндикатором степени деградации тропических лесов, и в будущем их важно учитывать при оценках состояния таких экосистем. К таким выводам пришли ученые, изучавшие биоразнообразие этих насекомых в бразильском штате Рондония. Результаты исследования опубликованы в журнале Biological Conservation.

Орхидные пчелы (Euglossini) известны тем, что их самцы используют цветочный парфюм для привлечения самок: они могут преодолевать десятки километров в день, чтобы нанести на задние ноги аромат цветков, впитавшийся в секрет слюнных желез. Такое необычное половое поведение способствует тому, что орхидные пчелы поддерживают опыление не менее чем у 30 семейств растений в тропических лесах бассейна Амазонки. Деятельность человека сильно фрагментировала эти леса, и последствия такого землепользования для орхидных пчел пока противоречивы: на их видовое богатство не влияет краевой эффект (который должен его увеличивать), и в некоторых нарушенных местообитаниях их численность не меняется, хотя видовое биоразнообразие падает. Впрочем, проведенные исследования включали небольшие объемы выборок.

Ученые под руководством Кристофера Брауна (J. Christopher Brown) из Канзасского университета изучили биоразнообразие орхидных пчел в штате Рондония на западе Бразилии. Они ловили пчел в приманки на 130 различных участках — под лесным пологом, на вырубленных участках, в саваннах, на длительно и недавно освоенных землях сельскохозяйственного назначения и на особо охраняемых природных территориях. В течение года им удалось собрать 2497 пчел 48 видов из пяти родов.

Наиболее высокие видовое богатство и численность наблюдались на нетронутых участках леса, особенно если они были под охраной, а наименее высокие — на вырубках и на землях, длительно используемых в сельском хозяйстве. Биоиндикаторами эффективно охраняемых лесных территорий оказались 11 видов пчел (преимущественно из рода Euglossa), а о сильном нарушении лесных местообитаний свидетельствовало появление Eulaema nigrita. Авторы отметили, что орхидных пчел важно включить в будущие оценки воздействия транспортной инфраструктуры и сельского хозяйства на биоразнообразие амазонских тропиков, потому что в ландшафтном подходе они оказались эффективными индикаторами недостаточным усилий по их сохранению.

Земли необязательно выводить из сельского хозяйства, чтобы сделать их более пригодными для обитания пчел. Так, их видовое разнообразие может увеличиться практически вдвое, если посадить на границах полей дикие цветы. В таких посадках почва становится более рыхлой, и земляным пчел удобно строить в них гнезда.

2023 год побил все климатические рекорды по оценкам ВМО