Бородатых персонажей с этрусского светильника назвали изображениями Диониса

Сам артефакт нашли еще в XIX веке рядом с городом Кортона

Австралийские исследователи повторно изучили известный этрусский бронзовый светильник, обнаруженный в XIX веке неподалеку от итальянского города Кортона. Они уточнили датировку этой находки, придя к выводу, что предмет изготовили около 480 года до нашей эры. Кроме того, ученые пересмотрели интерпретацию 16 бородатых персонажей, расположенных по краю светильника. По мнению ученых, они представляют собой изображения бога Диониса, а не Ахелоя, как это считалось ранее. Статья опубликована в журнале Etruscan and Italic Studies.

Осенью 1840 года в окрестностях итальянского города Кортона (Тоскана) нашли богато украшенный бронзовый многорожковый светильник, изготовленный во времена этрусков. Он представляет собой большую подвесную люстру, диаметр которой составляет около 60 сантиметров, а масса — чуть меньше 60 килограмм. Этот ценный артефакт обнаружили вне контекста, в котором его использовали в древности, поэтому исследователи до сих пор точно не знают, для каких целей его изготовили. Вместе с ним нашли лишь бронзовую табличку с надписью, которая, однако, по-видимому, была изготовлена на несколько веков позже и не дала никакой дополнительной информации о светильнике.

На нижней части люстры присутствуют многочисленные рельефные изображения. Так, в центре находится голова горгоны Медузы. Вокруг нее в концентрических кругах расположены несколько групп животных, а также фигуры силенов, играющих на флейтах, и женских персонажей — видимо, сирен. По боковому краю светильника присутствует еще 16 бородатых персонажей с рогами, которых исследователи интерпретировали как изображения древнегреческого речного божества Ахелоя.

Ронак Альбурз (Ronak Alburz) из Мельбурнского университета совместно со своим научным руководителем опубликовала новую статью, посвященную светильнику из Кортоны. Для начала они уточнили возраст этого артефакта. По их словам, большинство современных ученых считают, что люстру изготовили в середине или конце V века до нашей эры. Однако в некоторых работах предлагалась более поздняя дата — около 330–300 годов до нашей эры, что авторы аргументировали схожестью изображений бородатых персонажей с рогами и головы, изображенной на этрусском саркофаге из Орвието.

Исследователи обратили внимание на несколько этрусских золотых ожерелий, которые датируются началом V века до нашей эры. Так, в Британском музее хранится украшение с 16 подвесками, на которых изображены бородатые персонажи с рогами, похожие на тех, что присутствуют на светильнике. Более того, на этом же ожерелье присутствуют изображения женских фигур — гарпий или сирен. Кроме того, из этрусского города Вульчи происходит ожерелье, подвески которого увенчаны головами гарпий или сирен, а на самих подвесках присутствуют головы сатиров и бородатых персонажей с рогами. Это позволило ученым заключить, что, вероятно, светильник изготовили около 480 года до нашей эры.

Авторы статьи также проанализировали сами сюжеты, изображенные на древней лампе, посвятив основное внимание бородатым персонажам. По их словам, скорее всего, они изображают бога Диониса, а не Ахелоя, как предполагали многие предшественники. Ученые отметили, что Ахелой представляет собой исключительно греческое божество, в то время как лампа явно имеет негреческое происхождение. Более того, они обратили внимание на то, что нет мифологического сюжета, в котором Ахелой бы фигурировал вместе с сиренами и силенами. Учитывая, что декор светильника, по-видимому, отражает трехчастное деление мира (небесная, земная и потусторонняя части), по мнению исследователей, более логично интерпретировать бородатых персонажей в качестве солнечного божества Диониса, которого также иногда изображали с бычьими рогами.

Ученые проанализировали и другие особенности иконографии этого предмета и подметили многие детали. Например, они обратили внимание на то, что крылатые женские персонажи — это не просто сирены. Так, они изображены в одежде и с украшениями, которые носили менады (вакханки) — спутницы и почитательницы Диониса. По этой причине исследователи предположили, что женские фигуры изображают гибридных существ.

Авторы статьи также пришли к выводу, что, скорее всего, первоначально светильник использовался в ритуальном или культовом контексте, например, в храме или святилище, связанном с Дионисом. Однако они подчеркнули, что нельзя полностью исключать, что этот артефакт изготовили для гробницы богатого человека.

Ранее на N + 1 рассказывали о том, как палеогенетики исследовали происхождение самих этрусков. Тогда ученые пришли к выводу, что этот древний народ, несмотря на отличавшуюся культуру и изолированный язык, генетически был близок к италикам.

В переплетенных около 1600 года книгах нашли фрагменты англосаксонской Псалтыри XI века