Похороненных в обнимку древних людей назвали матерью и дочерью

Они жили в первых веках нашей эры

Палеогенетики прочитали ДНК двух человек, которых в римскую эпоху похоронили в обнимку в одной могиле на территории современной Австрии. Генетический анализ показал, что останки принадлежали двум близким родственницам — вероятно, матери и ее дочери. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.

На территории современного города Вельс, расположенного в Верхней Австрии, в римскую эпоху существовал город Овилия (Ovilava) — один из крупнейших в провинции Норик. Здесь в 2000-х годах перед строительством подземной автопарковки археологи проводили охранно-спасательные раскопки древнего некрополя. Большую часть погребений, совершенных по обрядам ингумации и кремации, исследователи отнесли к римскому времени, хотя некоторые из них они датировали ранним Средневековьем, когда на этих землях проживали бавары.

В одной из могил, раскопанных в 2004 году, археологи обнаружили останки двух человек, похороненных вместе с лошадью. Исследованию этих находок посвятили новую работу Доминик Хагманн (Dominik Hagmann) из Венского университета и его австрийские коллеги. Ученые определили, что останки принадлежали взрослым людям, погребенным, по-видимому, в одно и то же время. Причем покойные лежали в объятиях друг с другом, что говорит о тесной связи между ними. Первоначально предполагалось, что в могиле, возможно, покоились муж и жена, жившие в VI–VII веках нашей эры. При этом найденные в погребении золотые украшения археологи датировали II веком нашей эры.

Антропологи определили, что один из скелетов принадлежал человеку, умершему в возрасте 20–25 лет, а другой — индивиду 40–60 лет, который, возможно, много занимался верховой ездой. Радиоуглеродный анализ их костей показал, что первоначальная датировка погребения ранним Средневековьем была ошибочной. По всей видимости, эти люди жили в римскую эпоху и умерли во II–III веках нашей эры, возможно, от инфекционного заболевания.

Генетики выделили ДНК из останков и выяснили, что оба человека были женщинами. Причем обе оказались носительницами одной и той же митохондриальной гаплогруппы I2a. Дальнейший геномный анализ показал, что женщины были родственницами первой степени. Из-за заметной разницы в возрасте ученые пришли к выводу, что, скорее всего, в могиле покоились мать и ее дочь. По данным исследователей, это первое двойное захоронение близких родственников, живших на территории современной Австрии в римскую эпоху, чью связь удалось подтвердить с помощью палеогенетики.

Это не первый случай, когда благодаря анализу ДНК ученые выявили родственные связи между древними людьми из одной могилы. Например, мы рассказывали, как в Италии нашли погребение двух взрослых мужчин, которые приходились друг другу отцом и сыном. В медном веке их похоронили вместе с новорожденным ребенком, из останков которого ДНК выделить не удалось.

Палеоантропологи описали останки самого позднего парантропа из Кении