Коровы начали болеть птичьим гриппом

Вспышку опасной инфекции выявили на четырех молочных фермах в США

В США произошла первая вспышка высокопатогенного птичьего гриппа у домашних коров. Как сообщается в пресс-релизе Министерства сельского хозяйства США, инфекцию выявили на четырех молочных фермах в Техасе и Канзасе. Заболевшие коровы были вялыми, плохо ели и давали густое обесцвеченное молоко. Тем не менее, ни одна из особей не погибла. По словам ветеринаров, все они должны поправиться в течение семи-десяти дней. При этом ранее заражение высокопатогенным птичьим гриппом впервые было выявлено у домашних коз.

Глобальная вспышка высокопатогенного птичьего гриппа H5N1 продолжается уже больше трех лет. За это время инфекция распространилась по всему миру за исключением Австралии и островов Океании и погубила миллионы диких и домашних птиц. От смертельного вируса пострадали и некоторые млекопитающие, от домашних кошек (Felis catus) до белых медведей (Ursus maritimus) и южных морских слонов (Mirounga leonina). При этом наиболее серьезные потери понесли южноамериканские и субантарктические ластоногие. Об уязвимости других групп млекопитающих к высокопатогенному птичьему гриппу известно меньше. Например, восприимчивость домашних быков (Bos taurus taurus) к этой инфекции была продемонстрирована лишь в лабораторных условиях.

Теперь специалисты из Министерства сельского хозяйства США обнаружили дополнительные свидетельства в пользу того, что H5N1 заражает крупный рогатый скот. Около трех недель назад у молочных коров на нескольких фермах в штатах Техас, Канзас и Нью-Мексико были отмечены странные симптомы, напоминающие простуду. Животные вели себя вяло, плохо ели и давали мало молока, которое к тому же стало густым и бесцветным.

Анализ выявил в образцах непастеризованного молока с двух канзасских и одной техасской фермы присутствие высокопатогенного птичьего гриппа. Кроме того, инфекцию обнаружили в мазках из ротоглотки животных с еще одной фермы в Техасе. Судя по всему, коровы заразились от диких птиц, у которых сейчас в разгаре весенняя миграция к местам размножения. При этом на каждой из четырех молочных ферм, где был отмечен высокопатогенный птичий грипп, заболели всего около десяти процентов поголовья.

По словам специалистов, заражение коров вирусом птичьего гриппа не представляет угрозы для людей. Молоко от заболевших особей не попадет в продажу — и пастеризация в любом случае уничтожила бы присутствующую в нем инфекцию. Кроме того, в РНК вируса не было выявлено мутаций, которые облегчили бы его передачу людям и между ними. Молочное животноводство также вряд ли пострадает из-за сложившейся ситуации. Хотя зараженные коровы дают на 40 процентов меньше молока, симптомы гриппа длятся у них всего около семи-десяти дней. После этого заболевшие животные самостоятельно выздоравливают (по крайней мере, ни об одном смертельном случае не сообщается). Таким образом, забивать их для борьбы с инфекцией не требуется.

За несколько дней до появления новости о вспышке высокопатогенного птичьего гриппа у молочных коров эту же инфекцию выявили у детенышей домашних коз (Capra hircus) на одной из ферм в штате Миннесота. Здесь за несколько дней заболели и умерли десять козлят — и в тканях пяти из них был обнаружен опасный вирус. В то же время взрослые особи не заболели, вероятно, из-за более развитой иммунной системы.

Ранее мы рассказывали о том, что Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США одобрило мясо генетически отредактированных коров PRLR-SLICK. Для этих животных характерна очень короткая шерсть, благодаря которой им проще переживать жаркую погоду.

Молодые самцы лазоревок уступили чужих самок старшим сородичам