Клад восточных монет из Чертова городища датировали первой четвертью IX века

Ученые описали находки, сделанные в Калужской области

Андрей Гомзин (Andrey Gomzin) и Олег Прошкин (Oleg Proshkin) из Института археологии РАН описали монетный клад, обнаруженный в 2008 году во время раскопок Чертова городища, которое находится в Калужской области. Тогда исследователи нашли 22 целые монеты и 23 фрагмента, изготовленных из серебра. По данным ученых, самую старую монету этого комплекса отчеканили в 627 году при царе из династии Сасанидов Хосрове II, а самую молодую — во времена правления арабского халифа аль-Мамуна — в 813 или 814 году, что позволило датировать клад серединой 810-х годов. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Краткие сообщения Института археологии, это одно из редких свидетельств того, что в первой четверти IX века в Поочье поступало восточное монетное серебро по Донскому торговому пути.

Чертово городище представляет собой древнее укрепленное поселение, открытое в 1987 году, которое находится на территории современного Козельского района Калужской области. Археологи обнаружили здесь остатки искусственных оборонительных сооружений: валов, рва, дерево-земляных стен и эскарпа. Основная часть находок из этого памятника относится к IX — первой половине X века, когда здесь жили носители роменской культуры. Большая часть артефактов, обнаруженных на Чертовом городище, представляет собой фрагменты лепной и круговой посуды. Кроме того, археологи нашли здесь различные типы наконечников стрел, погребение с кремированными человеческими останками, в котором также лежали фрагменты керамического сосуда, оселок, нож и железные удила. Среди других индивидуальных находок из этого памятника: элементы поясного набора, конской упряжи, металлические пряжки, лучевые кольца (серьги) и серебряная накладка с растительным орнаментом.

В гробнице низложенного древнекитайского императора нашли остатки лекарства