Неандертальцы отопили пещеру торфом и навозом

Такое топливо использовали обитатели пещеры Теопетра

Панагиотис Карканас (Panagiotis Karkanas) из Американской школы классических исследований в Афинах и Нина Кипарисси-Апостолика (Nina Kyparissi-Apostolika) из Министерства культуры Греции повторно изучили образцы отложений из пещеры Теопетра, в которой сохранились следы жизнедеятельности людей, начиная с эпохи среднего палеолита. Проанализировав остатки древних очагов, ученые заметили, что неандертальцы, а затем и кроманьонцы редко использовали в качестве топлива древесину. По всей видимости, на протяжении долгого времени, начиная со 140–130 тысяч лет назад, обитатели этой пещеры в основном обогревали ее с помощью торфа и навоза травоядных животных, которые они, вероятно, собирали недалеко от стоянки. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science, ранее подобное топливо на памятниках эпохи среднего палеолита не встречалось.

Пещера Теопетра находится в греческой Фессалии и представляет собой большой зал площадью около 500 квадратных метров, который посещали древние люди как минимум с эпохи среднего палеолита до неолита. Так, в отложениях возрастом около 130–140, 120–130 и 49–55 тысяч лет вместе с орудиями, которые в Европе обычно связывают с неандертальцами, исследователи нашли прослойки золы и остатки очагов. Аналогичные находки археологи сделали и в более позднем слое возрастом 13–16 тысяч лет, в котором присутствовали кроманьонские артефакты, относящиеся к эпиграветту. Примечательно, что на протяжении всех этих отрезков, несмотря на разные климатические условия и неодинаковую доступность ресурсов, люди предпочитали использовать в качестве топлива торф и навоз, доступ к которым, по-видимому, обеспечивали расположенные рядом с пещерой водно-болотные угодья.

Смену власти в майяском городе отметили сожжением останков прежних правителей