Их можно высаживать для борьбы с изменением климата
Ботаники выяснили, что гигантские секвойядендроны, естественный ареал которых располагается в горах Сьерра-Невада в Калифорнии, отлично прижились в Великобритании. В местах с достаточным количеством осадков, например, в Шотландии и Западном Суссексе, эти деревья растут, производят биомассу и поглощают углерод с такой же скоростью, что и на родине. Таким образом, высаживание секвояйдендронов на Британских островах представляется оправданным с точки зрения борьбы с климатическими изменениями. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Royal Society Open Science.
Гигантские секвойядендроны (Sequoiadendron giganteum), также известные как гигантские секвойи, относятся к числу самых крупных живых организмов на планете. Они дорастают до 87 метров в высоту, а окружность их ствола может достигать 34 метров. Несмотря на то, что секвойядендрон не является самым высоким или самым толстым деревом в мире (эти титулы принадлежат вечнозеленой секвойе (Sequoia sempervirens) и мексиканскому таксодиуму (Taxodium mucronatum) соответственно), его считают рекордсменом по объему надземной части, который может достигать 1500 кубических метров. Кроме того, они очень долго живут: возраст самых старых экземпляров составляет более 3200 лет.
В природе гигантские секвойядендроны растут только на западных склонах горного хребта Сьерра-Невада в Калифорнии. По оценкам специалистов, здесь насчитывается около 80000 экземпляров вида. В прошлом секвойядендроны сильно пострадали от вырубки, а в наши дни им угрожают участившиеся засухи и лесные пожары. Например, в 2020 году огонь, разгоревшийся в южной части национального парка Секвойя, уничтожил от 10 до 14 процентов дикой популяции этого вида. Впрочем, надежду на выживание секвойядендронов дает тот факт, что люди выращивают их по всему миру в качестве декоративных растений.
Команда ботаников под руководством Матиаса Дизни (Mathias Disney) из Университетского колледжа Лондона решила выяснить, насколько хорошо гигантские секвойядендроны прижились в Великобритании. Эти деревья завезли сюда в 1853 году и вскоре начали активно высаживать в поместьях, парках, на кладбищах и вдоль улиц. Сколько сейчас гигантских секвойядендронов в Великобритании, точно неизвестно, однако по грубым оценкам, вместе с вечнозелеными секвойями, которые также были сюда завезены, их насчитывается около полумиллиона.
В 2022-2023 году Дизни и его соавторы собрали сведения о 97 британских секвойядендронах, растущих на трех участках: в ботанических садах Бенмор в Шотландии и Уэйкхерст в Западном Суссексе и в парке в боро Хаверинг в Большом Лондоне. Исследователи оценили размеры и возраст этих деревьев, после чего рассчитали объем их древесины, а также скорость роста и производства биомассы. Кроме того, в анализ включили данные о погодных условиях в местах произрастания секвойядендронов из выборки в 1991-2020 годах.
Секвойядендроны, обследованные авторами, были посажены в период с 1863 по 1989 годы. Самый высокий из них находился в Бенморе и достигал высоты 54,87 метра, а объем его надземной части составил 36,21 кубических метра. При этом седьмое по высоте дерево (49,99 метра) обладало максимальным объемом надземной части: 59,92 кубических метра. Высота самого низкого экземпляра составила всего 10,86 метра, а наименьшим объемом надземной части (4,28 кубических метра) обладал 33-летний секвойядендрон высотой 17,44 метра.
Скорость роста секвойядендронов оказалась максимальной в Уэйкхерсте: здесь они прибавляли в среднем 0,44 метра в высоту ежегодно (в основном за счет молодых деревьев). В Бенморе это значение составило 0,28 метра в год, а в Хаверинге — 0,16 метра в год. Диаметр деревьев на высоте 1,3 метра ежегодно увеличивался на 1,44 в Уэйкхерсте, на 1,13 сантиметра в Бенморе и на 0,74 сантиметра в Хаверинге. По оценкам авторов, бенморские секвойядендроны в среднем производят по 74,7 килограмма надземной биомассы в год, уэйкхерстские — по 59,6 килограмма, а хаверингские — по 30,4 килограмма. При этом некоторые из старейших деревьев в Уэйкхерсте могут ежегодно производить до 150 килограммов биомассы (и поглощать до 84,2 килограмма углерода в год). Это сравнимо с показателями, отмеченными в горах Сьерра-Невады, где секвойядендроны производят от 30 до примерно 150 килограммов биомассы в год.
Авторы предполагают, что различия в росте секвойядендронов на трех исследованных участков связаны с количеством выпадающих здесь осадков. В Бенморе и Уэйкхерсте эти показатели довольно высоки и лежат в том же диапазоне, что и в природном ареале S. giganteum. Однако в Хаверинге осадков намного меньше (в основном из-за засушливых зимних месяцев), что ограничивает рост этих деревьев. на данном участке С другой стороны, средняя температура воздуха на всех трех участках находится в пределах, характерных для гор Сьерра-Невада, так что она вряд ли является важным фактором, воздействующим на благополучие британских S. giganteum. Таким образом, секвойядендроны способны быстро расти и накапливать биомассу в любых районах Великобритании, где для них достаточно влажно. Это указывает, что высаживать их на Британских островах для борьбы с климатическими изменениями за счет поглощения углерода вполне оправданно. Тем не менее исследователи предупреждают, что следует учесть возможные негативные последствия таких действий, например, воздействие на местные экосистемы.
Несколько лет назад ботаники предположили, что серебристая акация (Acacia dealbata) может быть полезным инвазивным видом. Дело в том, что это растение быстро набирает надземную биомассу, фиксирует азот и увеличивает микробную биомассу в ризосфере. Эти качества делают ее идеальным кандидатом для рекультивации территорий и попыток ограничить изменение климата.
Канальный сомик поедает плоды лоха узколистного и распространяет его семена
Ихтиологи обнаружили, что 44 процента рациона канальных сомиков, завезенных в реку Сан-Хуан на юго-западе США, составляют плоды лоха узколистного — инвазивного вида деревьев, который попал в Северную Америку благодаря человеку. Несмотря на то, что плоды лоха не слишком питательны, они встречаются в изобилии и их легко собирать, что позволяет им обеспечивать 35,6 процента энергетических потребностей сомиков. Как отмечается в статье для журнала Ecology of Freshwater Fish, возможно, лох помог сомикам колонизировать реку Сан-Хуан и размножиться в ней — а сомики помогли лоху расселиться, распространяя его семена с пометом.