Но не смог мягко приводниться в океан
Состоялся третий испытательный полет сверхтяжелой ракеты Starship компании SpaceX в полной конфигурации, в ходе которого вторая ступень впервые вышла на нужную околоземную орбиту и сошла с нее, однако не смогла мягко приводниться в океан.
Третий полет Starship начался днем 14 марта 2024 года, через 2 минуты 44 секунды после старта, на высоте 73 километра состоялось успешное разделение ступеней ракеты по горячей схеме. Затем первая ступень совершила переворот при помощи двигателей и начала снижение, которое завершилось потерей связи на последних метрах перед приводнением в океан. Предполагается, что не все двигатели работали, как планировалось.
Вторая ступень после разделения активировала все шесть двигателей и, достигнув высоты около 150 километров, успешно вышла на околоземную орбиту с апогеем около 235 километров, и отключила двигатели. Затем корабль провел пробное открытие и закрытие дверцы отсека полезной нагрузки и перекачку топлива из одного бака в другой, после чего начал процедуру повторного входа в атмосферу. Повторное включение двигателей бортовой компьютер не выполнил, тем не менее, вторая ступень смогла совершить повторный вход в атмосферу, не разрушившись при этом и маневрируя при помощи боковых рулей. Во время входа в атмосферу от корабля отлетали небольшие фрагменты.
На высоте около 65 километров со второй ступенью была потеряна связь, в этот момент корабль двигался со скоростью 7,14 километра в секунду. В дальнейшем связь не удалось восстановить — предполагается, что вторая ступень разрушилась в полете и не выполнила мягкое приводнение в Индийском океане.
Первая попытка орбитального полета Starship закончилась взрывом после того, как ступени не смогли разделиться. Вторая попытка была более успешной, однако из-за засорившегося фильтра и утечки жидкого кислорода обе ступени после разделения были подорваны.
Им не понадобится дополнительная тепловая защита
Компания SpaceX показала собранный первый серийный (с индексом SN1) ракетный двигатель Raptor третьего поколения. Благодаря 3D-печати металлом инженерам удалось спрятать внутрь корпуса большую часть конструктивных элементов (трубопроводы, провода, датчики), которые раньше находились снаружи. По словам Илона Маска, такой подход позволит задействовать для защиты этих деталей от высоких температур систему регенеративного охлаждения за счет циркуляции в каналах внутри корпуса криогенного топлива, благодаря чему удастся отказаться от защитных тепловых кожухов. Помимо упрощения конструкции это также приведет к снижению массы ракеты. Сам двигатель также стал легче: его масса теперь составляет 1525 килограмм, а полная, с дополнительным навесным оборудованием — 1720 килограмм (у Raptor 2 это 1630 и 2875 килограмм соответственно). Тяга R3 составляет 280 тонн-сил (против 230 у R2), а в будущем ее планируют довести до значения в 300 тонн-сил. Удельный импульс двигателя на уровне моря почти не изменился и равен 350 секундам. Оптимизированная для работы в вакууме версия двигателя с удельным импульсом 380 секунд, как ожидается, появится в течение следующих нескольких лет.