Из-за городской застройки в столице чаще проходят ливни и сильные ветра
Москва способствует возникновению частых и сильных конвективных явлений в нижних слоях атмосферы над своей территорией и к северо-востоку от нее. В городе чаще наблюдаются сильные ливни, ветры, сочетания этих явлений, а также крупные грады, чем на этой же территории при гипотетическом отсутствии Москвы на карте. Это прибавляет в среднем по четыре дождливых дня каждое лето. К таким выводам пришли климатологи, моделируя атмосферную конвекцию с учетом городской застройки. Результаты их исследования опубликованы в журнале Urban Climate.
Климат внутри городов, особенно крупных, заметно отличается от климата окрестностей. Наиболее широко известен эффект городского острова тепла: температура в городе всегда выше, чем за его пределами, и увеличивается к центру из-за особенностей застройки, циркуляции воздуха и большого количества непроницаемых поверхностей и покрытий. Но влияние городов на климат не ограничивается температурой. Известно, что они действуют на облачность, осадки и в целом на конвективные явления, в том числе экстремальные — ливневые дожди, смерчи, грады и другие.
Над городами могут возникать изолированные конвективные ячейки, усиливающие осадки: еще 40 лет назад было установлено, что в центре Чикаго их выпадает на 15 процентов больше, чем в его окрестностях. При этом некоторые исследования, напротив, указывают на возможность уменьшения количества осадков из-за эффекта городского барьера.
Российские ученые из МГУ имени Ломоносова, Института физики атмосферы РАН и еще нескольких организаций под руководством Александра Чернокульского (Alexander Chernokulsky) изучили влияние Москвы на экстремальные конвективные явления. Они применили высокоточную региональную климатическую модель COSMO-CLM и наблюдали с ее помощью за изменением суточного и часового количества осадков, скоростью ветра у поверхности, скоростью вертикального ветра и возникновением вихрей над городом в течение летних сезонов с 2007 по 2016 годы. Моделирование проводилось по двум сценариям — реальному URB с наличием городской застройки и гипотетическому noURB, который подразумевает отсутствие города на этом месте (для него используют все те же данные, но отключают слой городской застройки в модели).
Оказалось, что Москва усиливает любые конвективные явления, и чем они опаснее, тем более выраженной становится разница между урбанизированной и неурбанизированной территориями. Так, среднесуточное количество осадков в эксперименте URB было выше на 0,22 мм (не только в самом городе, но и в подветренной зоне к северо-востоку от него), а число дождливых дней выросло на четыря дня за сезон. Дней с экстремальными ливнями (более 30 миллиметров) стало больше на 20 процентов, а с осадками более 50 миллиметров — на 70 процентов.
Число случаев сильного ветра (скорость 20-35 метров в секунду) увеличилось на 30 процентов, а очень сильного ветра (быстрее 40 метров в секунду) — на 200-300 процентов. На 67 процентов выше был и индекс спиральности восходящего потока на высоте от двух до пяти километров UH25, который является прокси-переменной для мезоциклонов и связанных с ними шквалов, смерчей и крупного града. Примерно на 50 процентов выше в условиях города оказалась повторяемость событий с одновременным возникновением очень сильных ливней и очень сильного ветра.
Особенности городского климата в Москве может почувствовать любой ее житель, не прибегая к сложному математическому моделированию. Летом 2021 года ночи в ней стали по-настоящему тропическими — температура во время них не опускалась ниже 20 градусов по Цельсию. О причинах и последствиях этого явления можно прочитать в нашем материале «Сон в летнюю ночь».
Теперь рептилий будут охранять, а не истреблять
Герпетологи выяснили, что черные игуаны из популяции, обитающей на острове Кларион в составе принадлежащего Мексике архипелага Ревилья-Хихедо, не были завезены сюда людьми во второй половине XX века, как считалось раньше. Генетический анализ показал, что эти ящерицы колонизировали остров самостоятельно около 425 тысяч лет назад, вероятно, доплыв сюда на растительном плоту. Таким образом, черные игуаны не являются на Кларионе инвазивными — а значит, их нужно не истреблять для защиты местной флоры и фауны, как это пытается сделать мексиканское правительство с 2002 года, а охранять. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Ecology and Evolution.