В древних сосудах из Коцумальхуапы нашли остатки табака

Их возраст составляет больше тысячи лет

Американские ученые обнаружили никотин в трех сосудах из древнего мезоамериканского города Коцумальхуапа. Тем самым они подтвердили, что местные жители больше тысячи лет назад употребляли табак, говорится в статье, опубликованной в журнале Antiquity.

Табак (Nicotiana) — одно из знаковых растений в истории обеих Америк, где его издавна употребляли люди в различных целях, включая лечебные и ритуальные. Так, в Северной Америке люди начали курить табак как минимум несколько тысяч лет назад, о чем, в частности, говорит налет в древних курительных трубках. Возможно, традиция употребления табака уходит корнями еще в эпоху плейстоцена. Например, в одной из недавних работ ученые рассказали, что во время раскопок древней стоянки в штате Юта они нашли обугленные семена табака, возраст которых составляет 12,3 тысячи лет.

Употребляли табак жители доколумбовой Америки и на более южных землях. Например, хорошо известны такие практики у древних майя, которые не только курили сигары, но и пользовались нюхательным или жевательным табаком. Об этом, в частности, говорят изображения, исторические свидетельства, а также небольшие табакерки.

Адам Негрин (Adam Negrin) из Городского университета Нью-Йорка со своими американскими коллегами рассказал о находках, сделанных в Коцумальхуапе — одном из крупных мезоамериканских городов позднеклассического периода, который находится на территории современной Гватемалы. В 2006–2007 годах во время раскопок остатков ритуального сооружения, функционировавшего между 650 и 950 годами нашей эры, археологи обнаружили тайники с различными керамическими сосудами и прочими вещами. Среди них преобладали высокие сосуды цилиндрической формы, который сверху были закрыты перевернутыми чашами.

По словам исследователей, прошлые находки из Коцумальхуапи говорили о том, что, вероятно, в этом городе табак играл важную роль, поскольку его листья украшали царские головные уборы на древних скульптурах. Чтобы выяснить, что хранилось в обнаруженных сосудах, ученые отправили остатки содержимого на химические анализы. В результате с помощью жидкостной хроматографии и масс-спектрометрии они выявили в трех сосудах никотин, свидетельствующий о том, что в них хранился табак. Причем в каждом из них также лежали обсидиановые пластинки.

Исследователи отметили, что, вероятно, изученные сосуды использовались для подношений во время ритуалов. Причем форма этих артефактов намекнула на то, что в них находилось что-то вроде табачной настойки или подношений, пропитанных ей. Поскольку их нашли недалеко от остатков паровых бань, ученые предположили, что эти табачные продукты могли использоваться во время лечебных или очищающих ритуалов.

Ранее мы рассказывали, что древние индейцы изготавливали курительные смеси на основе табака. На это указал метаболомный анализ миниатюрных майяских керамических сосудов, в которых ученые нашли остатки мексиканских бархатцев — их добавляли в смеси для аромата и смягчения вкуса.

Двум древним китайцам в наказание ампутировали части ног