Редкие животные активно размножаются в отсутствие хищника
Лис Рэмбо, который мешал планам по реинтродукции редких сумчатых и грызунов в австралийский лес Пиллига, исчез осенью 2022 года — и это пошло на пользу всей местной экосистеме. Как сообщает The Guardian, в отсутствие угрозы со стороны неуловимого хищника в заповеднике активно размножаются мелкие кенгуру, бандикуты и аборигенные грызуны. А вскоре сюда вернутся и другие виды, включая сумчатых куниц.
В 2018 году австралийские специалисты по охране природы решили превратить участок леса Пиллига в штате Новый Южный Уэльс в заповедник для редких сумчатых и аборигенных грызунов. Они обнесли изгородью территорию площадью 5800 гектаров, после чего уничтожили почти всех оставшихся внутри инвазивных хищников, в первую очередь обыкновенных лисиц (Vulpes vulpes) и одичавших кошек (Felis catus). Следующим шагом должно было стать возвращение в заповедник представителей пяти ранее исчезнувших здесь видов, включая короткомордых кенгуру Bettongia penicillata, грубошерстных бандикутов (Perameles bougainville) и равнинных мышей (Pseudomys australis).
Однако этим планам помешал самец (предположительно; в действительности пол этой особи так и не удалось установить точно) обыкновенной лисицы — последний представитель своего вида, переживший истребление сородичей в огороженной части леса Пиллига. Когда специалисты заметили его на снимках с автоматических камер, они отложили реинтродукцию, поскольку даже единственный хищник мог истребить всех выпущенных в заповедник редких млекопитающих. Вместо этого они сосредоточились на поимке лиса. Но хищник оказался неуловимым. Он игнорировал отравленные приманки, обходил ловушки и ускользал от охотников с тепловизорами, дронами и обученными собаками. За это лис получил прозвище Рэмбо (в честь персонажа серии фильмов с Сильвестром Сталлоне).
Специалисты потратили на безуспешную охоту за Рэмбо около пяти лет и несколько сотен тысяч долларов, но лис продолжал раз в несколько месяцев появляться перед автоматическими камерами. Зоологи узнавали его по разорванным ушам — эту травму самец получил во время драки с одной из последних одичавших кошек в будущем заповеднике. Специалисты смирились с тем, что им придется отложить реинтродукцию редких видов до тех пор, пока Рэмбо не умрет по естественным причинам. Кроме того, высказывались предположения, что лис в теории мог бы сосуществовать с редкими сумчатыми и грызунами, поскольку, судя по всем у, он питался почти исключительно насекомыми.
История неуловимого лиса закончилась в октябре 2022 года, когда его в последний раз запечатлела фотоловушка. Вскоре на Пиллигу обрушились проливные дожди, которые вызвали наводнение. Три месяца спустя зоологи не нашли никаких следов присутствия Рэмбо и пришли к выводу, что он, скорее всего, погиб (либо сбежал из заповедника во время наводнения, когда часть забора была временно удалена). Примерно в то же время специалисты столкнулись с другой проблемой: в безопасном временном вольере площадью 680 гектаров, где содержались кроличьи бандикуты (Macrotis lagotis), короткокоготные кенгуру (Onychogalea fraenata) и короткомордые кенгуру, из-за активного размножения этих животных стало слишком тесно. В результате было принято решение выпустить бандикутов и кенгуру на территорию заповедника и начать реинтродукцию других видов.
По словам эколога Вики Стоукс (Vicki Stokes) из природоохранной организации Australian Wildlife Conservancy, сейчас мелкие кенгуру двух видов, кроличьи и грубошерстные бандикуты и равнинные мыши процветают на территории леса Пиллига. Они активно размножаются и уже успели принести детенышей по три-четыре раза. Возвращение аборигенных видов пошло на пользу всей экосистеме: сумчатые и грызуны измельчают листовой опад, позволяя питательным веществам быстрее возвращаться в почву и роют норы, делая ландшафт разнообразнее и обеспечивая убежищами более мелких существ. При этом уже в ближайшие месяцы на территорию заповедника могут вернуться другие некогда вымершие здесь животные, включая чернохвостых сумчатых куниц (Dasyurus geoffroii), малых сумчатых крыс (Phascogale calura) и тушканчиковых мышей Митчелла (Notomys mitchellii).
Ранее мы рассказывали о том, как бразильские зоологи идентифицировали странного хищника, который попал в ветеринарную клинику в городе Вакария в 2021 году. Оказалось, что это межродовой гибрид домашней собаки (Canis (lupus) familiaris) и парагвайской лисицы (Lycalopex gymnocercus) — видов, предки которых разошлись 6,7 миллиона лет назад. Скрещивание домашних собак с парагвайскими лисицами не сулит последним ничего хорошего: проникновение собачьих генов в дикую популяцию вида снизит ее приспособленность.
Скорее всего, это были их родные отцы
Сотрудники биологической станции Estación Biológica Corrientes в Аргентине наблюдали, как два самца черных ревунов (Alouatta caraya) из двух групп усыновили двух детенышей, оставшихся без матерей. В одной из групп обезьян без матери остался полугодовалый детеныш мужского пола, которого начал опекать единственный взрослый самец группы. Во второй группе осиротела десятимесячная самка, шефство над которой тоже взял взрослый самец. Приемные отцы носили младенцев на спинах, спали рядом с ними и вместе ели листья. К сожалению, оба детеныша погибли спустя примерно полтора месяца после усыновления.