Кость с насечками нашли на древней стоянке в Испании
Археологи из Испании и США с помощью методов машинного обучения проанализировали следы на останках плотоядных животных, раскопанных на неандертальской стоянке Навальмаилло. Они обнаружили, что на фаланге гиены присутствовали следы, сделанные каменными орудиями. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Quaternary Science Reviews, это первое известное свидетельство того, что неандертальцы снимали шкуры с этих животных.
Основной охотничьей добычей европейских неандертальцев, живших в эпоху среднего палеолита, выступали различные копытные животные, например, первобытные быки, бизоны, лошади, козлы, бараны и антилопы. При этом при случае они могли охотиться и на более опасных животных. С одной стороны, к ним можно отнести огромных прямобивневых слонов, масса которых могла достигать 13 тонн, а с другой — плотоядных животных. Например, недавно исследователи выяснили, что неандертальцы, жившие на территории современной Германии примерно 48 тысяч лет назад, убили пещерного льва с помощью деревянного копья.
В 2002 году в пригороде Мадрида археологи обнаружили неандертальскую стоянку Навальмаилло, располагавшуюся под скальным навесом. Раскопки этого памятника позволили найти большое количество мустьерских каменных орудий, а также многочисленные кости различных животных, причем на некоторых из них видны антропогенные следы. По мнению исследователей, эта стоянка представляла собой неандертальский охотничий лагерь, который, судя по двум термолюминесцентным датировкам, они посещали примерно 71,6 ± 5 и 77,2 ± 6 тысяч лет назад.
На этот раз Абель Моклан (Abel Moclan) из Университета Алькала-де-Энареса совместно с коллегами из Испании и США проанализировал 13270 остатков животных, обнаруженных на стоянке Навальмаилло. Среди них палеозоологи выявили 43 кости и зуба, которые принадлежали хищникам. Большую часть этих находок (n = 31) они определили на уровне вида или рода. Так, в коллекции оказались остатки льва (n = 2), медведя (n = 3), гиены (n = 14), серого или красного волка (n = 4), рыси (n = 1), лисицы (n = 6) и хорька (n = 1).
С помощью стереомикроскопа ученые сделали фотографии этих находок с 30-кратным увеличением, чтобы проанализировать следы на них с помощью нейросети, которая с точностью не менее 96,3 процента позволяет различить следы растаптывания, порезы и погрызы животных. В своей работе они использовали две модели на платформах ResNet50 и Inception V3, обученные несколько лет назад под руководством одного из соавторов новой статьи на изображениях различных следов на костях, оставшихся в ходе археологических экспериментов.
В результате на фрагменте локтевой кости медведя они выявили девять следов длиной от 1,68 до 7,03 миллиметра, которые первоначально были приняты за нарезки. Однако нейросеть классифицировала их за следы растаптывания или погрызы. Другой находкой с отметинами оказалась вторая фаланга гиены, на которой зафиксировали 12 следов длиной от примерно 1,5 до 5,12 миллиметра. Все эти следы с вероятностью от 93 до 99 процентов нейросеть классифицировала как нарезки, сделанные каменными орудиями. Судя по расположению следов на кости, неандертальцы оставили их, когда снимали с животного шкуру. По данным ученых, ранее кости гиен с насечками встречались в Европе всего на трех неандертальских стоянках: Ле-Прадель (Франция), Бокштайн (Германия) и Мальтравьесо (Испания). При этом только в случае находки Навальмаилло можно вести речь о снятии шкуры, из которой, вероятно, изготовили одежду или покрывало.
На опасных животных охотились не только неандертальцы, но и их предки — люди гейдельбергские. Так, в немецком местонахождении Шёнинген ученые обнаружили 300-тысячелетнюю плюсневую кость медведя со следами, сделанными каменными орудиями. Они предположили, что архаичные люди добыли это животное на охоте и сняли с него шкуру.