Васаби избавил окрашенные папирусы от грибка

И не навредил самим образцам

Фунгицид из экстракта васаби и дистиллированной воды можно безопасно использовать при работе с древними окрашенными папирусами — в экспериментах он не только успешно справился с грибами, разрушающими писчий материал, но и повысил прочность образцов на разрыв. Авторы статьи из Journal of Archaeological Science также отметили экологичность этого средства и его безопасность для человека.

Папирус представляет собой один из древних писчих материалов, который изготавливают из стеблей травянистого растения Cyperus papyrus. Наряду с пирамидами, мумиями и прочими артефактами, папирусы выступают одними из символов Древнего Египта. В отличие от глиняных табличек, у этого писчего материала намного меньше шансов сохраниться спустя тысячи лет, хотя такие случаи, разумеется, известны. Например, в вади эль-Джарф археологи обнаружили папирусы, относящиеся ко временам царя Хуфу (Хеопса), который правил Египтом в первой половине III тысячелетия до нашей эры (подробнее об этих находках можно прочитать в блоге «Как строили пирамиды Гизы»).

Среди прочего, папирусам угрожают различные грибы, которые могут разрушить древние артефакты, поэтому консерваторы-реставраторы обрабатывают их фунгицидами. Недавно египетские исследователи предложили использовать для этих целей средство из дистиллированной воды и экстракта васаби (Wasabia japonica), которое обладает противомикробным эффектом. Тогда ученые искусственно состарили современные папирусы, а затем заразили их несколькими видами грибков. В дальнейшем они обработали папирусы средством на основе васаби и вскоре наблюдали, что он действительно обладает противогрибковым эффектом и не наносит вреда самому артефакту.

В новой работе микробиолог Ханади Саада (Hanadi Saada) из Большого Египетского музея совместно с коллегами из Египта, Саудовской Аравии и Японии представила результаты дальнейших исследований фунгицида на основе васаби, в ходе которых ученые оценили безопасность этого средства для окрашенных папирусов. Само средство представляло собой смешанный с дистиллированной водой измельченный в порошок васаби, доля которого в массе готового продукта составляла 60 процентов.

Исследователи изготовили папирусы, а затем окрасили их различными красками из гуммиарабика (арабской камеди) и минеральных пигментов белого (кальцит), красного (гематит), желтого (гетит), синего (азурит), зеленого (малахит) и черного (уголь) цветов. В дальнейшем ученые искусственно состарили папирусы, для чего держали их в печи 2880 часов (120 суток) при температуре 100 ± 2 градуса Цельсия, что эквивалентно тысяче лет естественного старения. После этой процедуры они заразили (инокулировали) образцы пенициллом войлочным (Penicillium lanosum), аспергиллом желтым (Aspergillus flavus) и грибами из рода Ulocladium. Затем исследователи оставили папирусы на четыре месяца или до того, как появятся признаки порчи. После этого они механические очистили образцы и обработали их средством на основе васаби, а спустя еще месяц провели исследования.

Микробиологи обнаружили, что экспериментальный фунгицид уничтожил весь грибок, оставшийся после механической очистки. Ученые также выяснили, что это средство примерно на четверть повысило прочность образцов на разрыв. Кроме того, химические и микроскопические исследования показали, что средство на основе васаби не наносит заметного вреда ни самому писчему материалу, ни краскам. Поэтому они заключили, что этот фунгицид можно использовать при работе с археологическими находками и другими древними и старинными папирусами, а также отметили его экологичность и безопасность для здоровья людей.

На N + 1 неоднократно рассказывали о древних папирусах. Например, в одном из них ученые нашли древнейшее известное руководство по мумификации, которое относится к XV веку до нашей эры, а в другом папирусе обнаружили текст о спасении котенка.

Симптомы СДВГ связали с более оптимальной добычей пищи