У древних жителей Бахрейна нашли защищающий от малярии вариант гена

Ученые прочитали ДНК четырех людей периода Тилоса

Палеогенетики впервые прочитали геномы древних жителей Бахрейна. ДНК удалось выделить из костей четырех человек, живших в период Тилоса (около 325 года до нашей эры — 600 года нашей эры). Среди прочего, ученые выявили у трех людей вариант гена G6PD, который может вызывать гемолитическую анемию и обеспечивать защиту против малярии. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Cell Genomics.

В Персидском заливе находится небольшое островное государство Бахрейн. Первые поселения на этом архипелаге появились около 5000 года до нашей эры, о чем свидетельствуют найденные здесь каменные орудия, а также керамика убедийского стиля. Впоследствии на этих землях сложилась цивилизация Дильмун, первое упоминание которой в месопотамских текстах относится примерно к 3300 году до нашей эры. Долгое время она процветала благодаря морской торговле и, в частности, выступала посредником между шумерскими городами-государствами и Хараппской цивилизацией. Наивысшего расцвета местная цивилизация достигла в период Тилоса (около 325 года до нашей эры — 600 года нашей эры). От этого времени, в частности, до наших дней сохранилось большое количество крупных некрополей.

Руй Мартиниано (Rui Martiniano) из Ливерпульского университета имени Джона Мурса совместно с коллегами из Бахрейна, Великобритании, Новой Зеландии, ОАЭ, США и Франции решили прояснить генетическую историю древнего населения этого архипелага. Для этого ученые отобрали для анализа останки 25 человек, живших во времена существования цивилизации Дильмун и в период Тилоса. В четырех образцах они обнаружили достаточное для исследования количество эндогенной ДНК, что позволило прочитать древние геномы со средней глубиной покрытия 0,24–1 раз. Самый древний из них, судя по археологическому контексту, относится к 200 году до нашей эры — 300 году нашей эры, а остальные — к 300–650 годам нашей эры, на что, в частности, указали две радиоуглеродные даты.

На графике, построенном с помощью метода главных компонент, древние жители Бахрейна оказались между тремя популяциями эпохи неолита: жителями Анатолии, Леванта и Ирана (или кавказскими охотниками-собирателями). Ближе всего к ним расположились геномы людей эпохи докерамического неолита из Верхней Месопотамии, а также земледельцы эпохи неолита с территорий современных Армении и Азербайджана. Кроме того, рядом также находились и другие более поздние группы населения из со смешанным происхождением из Передней Азии. От жителей Леванта бронзового века — римского времени люди из Бахрейна отличались за счет большего количества предков, связанных с земледельцами эпохи неолита из Ирана (или с кавказскими охотниками-собирателями), а от населения Ирана эпохи халколита — железного века они отличались за счет большего количества предков, связанных с эпипалеолитическими охотниками-собирателями Леванта — носителями натуфийской культуры.

Генетически исследованные люди из Бахрейна также не были однородны. Например, в геномах двух человек ученые нашли небольшой вклад размером примерно 3,1–6,2 процента от западно- или восточноевропейских охотников-собирателей эпохи мезолита. Вполне вероятно, что эта предковая компонента попала к древним жителям Бахрейна через постнеолитическое население Ирана. Генетики также определили, что двое из исследованных людей были мужчинами. Они оказались носителями Y-хромосомных гаплогрупп H2 и J2a2a1a. Митохондриальные линии древних жителей Бахрейна также были разнообразными. Ученые выяснили, что они относились к гаплогруппам J1c15a1, R2, Tb2 и U8b1a2a.

Кроме того, исследователи проанализировали протяженные участки гомозиготности в ДНК древних жителей Бахрейна. На седьмой хромосоме одной из женщин они выявили участок, протяженностью 20,47 сантиморгана. По мнению ученых, это соответствует тому, что она была потомком родственников, например троюродных братьев и сестер. Это говорит о том, что подобные брачные союзы практиковались в местном обществе еще до распространения ислама. Кроме того, палеогенетики выяснили, что среди этих людей был распространен вариант гена G6PD (rs5030868), который может приводить к дефициту глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы и вызывать гемолитическую анемию, но зато обеспечивает защиту против малярии. Две копии такого гена присутствовали в геноме одной из женщин, по одной — у другой женщины и одного из мужчин (этот ген находится на X-хромосоме, поэтому в норме у мужчин только одна копия).

Недавно мы рассказывали, как палеогенетики исследовали ДНК средневековых жителей Сокотры. Оказалось, что они наиболее близки к людям, которые проживают на юге Аравийского полуострова в регионе Хадрамаут.

Раннесредневековых авар заподозрили в обычаях многоженства и левирата