Но у островитян нашлась заметная примесь от других популяций
Палеогенетики исследовали ДНК средневековых жителей острова Сокотра и выяснили, что они наиболее близки к людям, проживающим на юге Аравийского полуострова в регионе Хадрамаут. От последних они отличаются в основном за счет приблизительно 14-процентной примеси, связанной с иранскими и южноазиатскими популяциями. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution.
В северо-западной части Индийского океана, у устья Аденского залива, находится небольшой архипелаг Сокотра, состоящий из четырех островов и двух скал. Географически он располагается рядом, с одной стороны, с полуостровом Сомали, а с другой — с Аравийским полуостровом. В настоящее время на этих островах проживает около 60 тысяч человек с самобытной культурой, которые говорят на сокотрийском языке, относящемся к группе современных южноаравийских языков.
Исторические, археологические и лингвистические данные указывают на то, что как минимум с первых веков нашей эры Сокотра была связана с населением Хадрамаута — историко-культурной области, расположенной на юге Аравийского полуострова, где, в частности, проживают носители языка шехри — близкого сокотрийскому. Вместе с тем хорошо известно, что жители Сокотры имели культурные связи и с населением других регионов, включая Восточную и Северную Африку, Юго-Западную Азию. Кроме того, долгое время архипелаг играл заметную роль в морской торговле, поэтому сюда прибывали торговцы и путешественники из разных уголков мира.
Чтобы выяснить, как эти взаимодействия отразились на генофонде жителей Сокотры, а также установить их происхождение, Кендра Сирак (Kendra Sirak) из Гарвардского университета совместно с коллегами из Бахрейна, Великобритании, Германии, Йемена и США отобрала для генетического анализа останки 50 человек из различных погребальных памятников. Из 39 образцов ученые отсеквенировали фрагменты ядерной ДНК. Однако в дальнейшем они исключили из популяционных анализов геномы 11 человек из-за низкого качества покрытия (n = 7) и родства первой степени (n = 4). Подавляющее большинство образцов принадлежали людям, жившим в эпоху Средневековья — с VII по XV век. Лишь один человек жил в более позднее время — между 1660 и 1950 годами.
Все проанализированные геномы принадлежали достаточно однородной популяции, за исключением одного человека, жившего в VII веке. Анализ ADMIXTURE выявил, что у средневековых жителей Сокотры преобладала предковая компонента, наиболее выраженной у охотников-собирателей натуфийской археологической культуры, которая существовала на Ближнем Востоке примерно 15–11,7 тысячи лет назад. В этом они оказались похожи на большую часть популяций современных Саудовской Аравии и Йемена, а также бедуинов.
Среди всех современных популяций средневековое население Сокотры было генетически наиболее близко к жителям Хадрамаута и заметно отличалось по своему происхождению от, например, проживающих рядом арабоязычных популяций. По данным исследователей, происхождение средневековых сокотрийцев и лингвистически близких к ним жителей Хадрамаута было общим примерно на 86 процентов. Оставшаяся часть предков у островитян связана с популяциями Ирана и, вероятно, Южной Азии (до двух процентов). При этом в геномах жителей Сокотры ученые почти не нашли следов генетических связей с Восточной Африкой, несмотря на культурное влияние и аксумское завоевание. Лишь у одного человека они обнаружили митохондриальную гаплогруппу L3h2, которую обычно ассоциируют с Африкой.
Ученые также проанализировали протяженные участки гомозиготности в геномах средневековых сокотрийцев. Они отметили, что в настоящее время, по данным этнографов, около 35–40 процентов местных жителей находятся в браке со своими двоюродными братьями и сестрами — подобная практика часто встречается и в других мусульманских обществах. У более чем половины проанализированных индивидов присутствовали участки, указывающие на то, что их родителями были члены расширенной семьи — четвероюродные братья и сестры и ближе. Однако в выборке не оказалось ни одного человека, который был бы потомком двоюродных братьев и сестер и ближе. Это, вероятно, говорит о том, что эта практика распространилась на Сокотре в более поздние времена.
Кроме того, исследователи отметили низкое разнообразие отцовский линий среди изученных средневековых мужчин. Так, все последовательности Y-хромосом принадлежали к одной линии в рамках гаплогруппы J2-M172. Лишь у одного человека они определили J1a2a1a2d2b-Z2324, причем он же отличался от всей остальной выборки и на популяционном уровне. Исследование протяженных участков гомозиготности также позволило оценить эффективный размер популяции средневековых сокотрийцев. По оценкам ученых, он составлял примерно 668 человек (550–828 человек при 95-процентном доверительном интервале).
Ранее мы рассказывали, как палеогенетики изучили историю генофонда жителей суахилийских городов эпох Средневековья и раннего Нового времени. Они выяснили, что эти популяции сложились в основном в результате смешения местных африканских бантуговорящих женщин и мужчин-мигрантов.
Останки со следами каннибализма принадлежали капитану Фицджеймсу
Дуглас Стентон (Douglas Stenton) из Университета Уотерлу совместно со своими канадскими коллегами исследовал нижнюю челюсть, которая принадлежала одному из погибших участников британской полярной экспедиции, стартовавшей в 1845 году под руководством сэра Джона Франклина. Генетики выделили ДНК из одного зуба, а затем сравнили последовательности Y-хромосомы этого человека и его потенциального биологического родственника по мужской линии. Эта работа показала, что с высокой вероятностью останки принадлежали капитану Джеймсу Фицджеймсу, который принял командование «Эребусом» после гибели Франклина. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports, на челюсти Фицджеймса видны следы, которые подтвердили давние рассказы эскимосов о том, что отчаявшиеся полярники практиковали каннибализм.