Вне зависимости от вида пищевого аллергена
Исследование американских ученых показало, что лечение омализумабом в течение 16–20 недель эффективно и неспецифически повышает порог реакции на пищевые аллергены. Как сообщается в The New England Journal of Medicine, в испытание попадали люди с аллергией на арахис, яйца, молоко, грецкий орех, пшеницу, фундук или кешью.
Жизнь с пищевой аллергией требует постоянной бдительности и негативно сказывается на питании и качестве жизни, а также повышает расходы, в том числе и на медицинские услуги. Клинические рекомендации предписывают полностью отказываться от употребления пищи с аллергеном и неотложном лечении в случае случайного воздействия. Пока что Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США одобрило только одно средство для лечения аллергии на арахис — пероральный иммунотерапевтический препарат. Однако у такого метода лечения существуют значительные ограничения применения из-за побочных реакций.
Поэтому существует потребность в создании как безопасного, так и эффективного метода терапии пищевой аллергии, который бы мог уменьшать тяжесть иммунологических реакций на несколько продуктов одновременно. Омализумаб — моноклональное антитело, которое связывается с иммуноглобулином E (IgE), — показал многообещающие результаты для лечения пищевой аллергии в многочисленных небольших исследованиях. Однако в настоящее время он одобрен только для лечения аллергической астмы, хронической спонтанной крапивницы и хронического риносинусита с полипами.
Команда врачей и ученых под руководством Роберта Вуда (Robert Wood) из Университета Джонса Хопкинса провела клиническое испытание омализумаба у детей и взрослых с пищевой аллергией. В него включили 177 детей (от 1 до 17 лет), средний уровень общего IgE составлял 700 международных единиц на миллилитр, и большинство участников страдали от астмы, атопического дерматита, аллергического ринита. Средние максимально переносимые дозы пищевого белка в испытаниях на исходном уровне были одинаковыми для арахиса и шести других продуктов (дозы от 10 до 65 миллиграмм). Что касается дозирования омализумаба, 58 процентов участников получали среднюю дозу 300 миллиграмм каждые две недели, 42 процента — 225 миллиграмм каждые четыре недели. Для отдельных участников дозы варьировались от 75 миллиграмм каждые четыре недели до 600 миллиграмм каждые две недели. Лечение продолжалось от 16 до 20 недель.
В общей сложности 79 из 118 участников, получавших омализумаб (67 процентов), после лечения смогли принять однократно арахисовый белок в дозе менее 600 миллиграмм без симптомов; в группе плацебо принять такую же дозу смогли 4 из 59 участников (p < 0,001). Между группами наблюдались аналогичные различия в отношении других исследуемых аллергенов — яиц, молока, грецкого ореха, пшеницы и фундука.
Средние кумулятивные пороговые дозы после лечения среди участников, получавших омализумаб, составляли не менее 4044 миллиграмма для всех продуктов, кроме кешью (медиана — 444 миллиграмма). При потреблении любого исследуемого аллергена 80 процентов участников, получавших омализумаб, потребляли кумулятивную дозу 1044 миллиграмма без побочных эффектов, 78 процентов потребляли 2044 миллиграмма, 75 процентов потребляли 4044 миллиграмма и 66 процента потребляли 6044 миллиграмма.
У одного участника в возрасте до года после введения омализумаба наблюдался резкий рост уровня печеночных ферментов. Врачи посчитали, что такая нежелательная реакция может быть связана с омализумабом, но полная оценка показала, что омализумаб с малой долей вероятности мог стать истинной причиной такого повышения.
По мнению врачей, омализумаб может стать эффективной терапией для одновременного лечения сразу нескольких видов пищевой аллергии. Такой подход может улучшить качество жизни пациентов и снизить их финансовые затраты.
По-видимому, пищевую аллергию можно профилактировать. Как показал метаанализ рациона 30 тысяч детей, раннее введение аллергенов в прикорм ребенка снижает риск развития пищевой аллергии в старшем возрасте.
Пациент прожил с ним около шести недель
Американские и французские исследователи провели подробный клинический и гистопатологоанатомический анализ течения заболевания у второго пациента, получившего генно-модифицированное свиное сердце и прожившего с ним почти шесть недель. У него обнаружили повреждение эндотелия капилляров сердца, отек соединительной ткани и фиброз. Результаты анализа опубликованы в журнале Nature Medicine.