Влияние высоты голоса на его восприятие в некоторой мере зависело от культурных особенностей
Команда антропологов из США и еще одиннадцати стран попросили людей из 22 стран послушать записи мужских и женских голосов разной высоты и оценить привлекательность и характер их владельцев. Женщины считали мужчин с низкими голосами более привлекательными в целом, а мужчины предпочли бы для краткосрочных отношений обладательницу высокого голоса, а для долгосрочных — низкого. Мужчины с более низкими голосами воспринимались другими мужчинами как более авторитетные и грозные — особенно в обществах с высокой конкуренцией. Женщины же воспринимали высокие женские голоса как более кокетливые, и эта связь была сильнее в обществах, где женщины, вероятно, более чувствительны к конкуренции. Исследование опубликовано в Psychological Science.
Высота голоса влияет на то, как говорящего воспринимают другие люди. Так, женщины находят низкие мужские голоса более привлекательными, а мужчины наделяют владельцев таких голосов большим авторитетом. Одно исследование показало, что у политиков с низкими голосами больше шансов выиграть выборы. Голос настолько важен для социального восприятия, что люди иногда неосознанно манипулируют его высотой: мужчины понижают голос, общаясь с привлекательными женщинами, а женщины в таких случаях повышают его, но при этом — понижают, когда говорят мужчинами, которые нравятся большинству других женщин.
Дэвид Путс (David Puts) из Пенсильванского университета с коллегами из двенадцати стран решил выяснить, как высота голоса влияет на восприятие его хозяина в разных культурах. Для этого они опросили 2647 человек в возрасте от 16 до 40 лет из 22 стран — это были жители США, Канады, нескольких стран Европы, Индии, Ирана, Китая и других. В своих ранних исследованиях Путс пришел к выводу, что среди приматов низкий голос самцов более важен в контексте соперничества между самцами, и менее важен (но все еще важен) для привлечения самок. Поэтому теперь ученых интересовало, будет ли на восприятие влиять социальное устройство общества и уровень конкуренции. Например, конкуренция между мужчинами выше в странах с более высоким уровнем убийств или в обществах, участники которых более свободны в выборе партнеров для романтических или дружеских отношений (общества с высокой реляционной мобильностью). Как правило, в таких обществах социальные связи людей обширны, а сами люди легко заканчивают и начинают отношения.
Участникам исследования предлагали послушать несколько пар аудиозаписей — на них были более низкие и более высокие мужские или женские голоса (на самом деле, в каждом случае голос был один, а его высотой манипулировали с помощью программы). Затем мужчин спрашивали, какой из мужских голосов звучал более уважаемо и успешно, и о том, у обладателя какого голоса было бы больше шансов победить в драке (то есть какой голос был более грозным). У женщин спрашивали, какой женский голос, по их мнению, звучит более привлекательно для мужчин, и какая из говорящих более заинтересована в том, чтобы привлечь мужчин. Также у всех участников спросили, кого из говорящих они выбрали бы для краткосрочных романтических отношений, а кого — для долгосрочных.
В целом, как и было показано в предыдущих исследованиях, все мужчины воспринимали более низкие голоса как более уважаемые и грозные. При этом для молодых мужчин низкий голос был сильнее связан с восприятием грозности, а для более взрослых участников — с восприятием статуса. Низкий голос был сильнее связан со статусностью в странах с более высокой реляционной мобильностью и в странах с более высоким уровнем убийств. Это, по мнению исследователей, объясняется тем, что в таких обществах мужчинам важнее замечать конкурентов — поэтому они сильнее реагируют на такой конкурентный признак как низкий голос.
Женщины считали обладательниц более высоких голосов более заинтересованными в привлечении мужчин (то есть более кокетливыми), однако не считали, что они привлекают мужчин больше. Чаще более высокие голоса связывали с большей кокетливостью женщины из стран с более низкой реляционной мобильностью. Как и в случае с мужскими голосами, ученые связали это с более высокой конкуренцией, но уже между женщинами: в обществах, где социальные связи людей менее обширные и гибкие, а выбор партнера может определяться обстоятельствами, женщины могут быть более чувствительны к конкуренции.
Что касается влияния высоты голоса на привлекательность, мужчины гораздо чаще выбирали обладательниц более высоких голосов для краткосрочных отношений, а более низких — для долгосрочных. Женщины же в обоих случаях выбирали мужчин с более низкими голосами, однако для долгосрочных отношений низкий голос был важнее. При этом более низкий голос был сильнее связан с большей привлекательностью мужчин для долгосрочных отношений в странах с низким уровнем убийств.
Ранее ученые выяснили, что более низкий голос и у мужчин, и у женщин коррелирует с экстраверсией и доминантностью.
Исследование проводили в Дании
Кристина Лаугесен (Kristina Laugesen) из Орхусского университета с коллегами из Дании и Великобритании провела популяционное когортное исследование и выяснила, что назначение глюкокортикоидов при беременности связано с повышенным риском некоторых психических расстройств у ребенка при достижении 15 лет. В анализ вошли более чем 1,06 миллиона детей (52 процента — мальчики), родившихся в Дании с 1996 по 2016 год, в том числе почти 290 тысяч — у матерей с аутоиммунными или воспалительными заболеваниями и более 31,5 тысячи — при риске преждевременных родов. Наблюдение продолжали до конца 2018 года. 15-летний риск развития различных психических расстройств при наличии или отсутствии внутриутробного воздействия глюкокортикоидных препаратов у потомства матерей со схожими заболеваниями рассчитывали методом Каплана — Мейера. Результаты опубликованы в журнале JAMA Network Open.