Их зрачки расширялись, когда герои мультика осуждали правильное поведение и одобряли неправильное
Двое ученых из Великобритании и Германии показали одиннадцатимесячным младенцам видеоролики с мультяшными треугольниками и выяснили, что уже в таком возрасте дети понимают, как работают социальные нормы. Испытуемые удивлялись, когда треугольники одобряли поведение, отличное от того, которое считается правильным, или, напротив, когда треугольники осуждали принятое поведение. Результаты опубликованы в Scientific Reports.
Жизнь в обществе предполагает понимание социальных норм: мы осознаем, какие наши действия вызовут одобрение других, а за какие нас осудят или не примут. Люди, которые с этим не справляются (например, из-за растройств аутистического спектра), нередко сталкиваются с трудностями в социальных взаимодействиях. Младенцы начинают осваивать социальные нормы с рождения — наблюдая за тем, как ведут себя члены их семьи, и сталкиваясь с запретами взрослых. В возрасте примерно полутора лет дети начинают протестовать, когда видят, что другие ведут себя не так, как принято — и даже пытаются их поправлять. А трехгодовалые дети могут выражать протест словесно. Однако способность детей понимать социальные нормы сложно оценить до того, как они начнут говорить.
Работая с довербальными младенцами, исследователи нередко опираются на взгляд. Так они выяснили, что восьмимесячные младенцы, наблюдающие мультяшный конфликт двух кубиков с глазами, способны наказывать обидчика: в эксперименте долгий взгляд на один из кубиков приводил к тому, что на него падал камень, и дети дольше смотрели на кубик, который до этого проявлял агрессию к другому. Другой эксперимент показал, что дети 8–12 месяцев ожидают, что члены одной и той же социальной группы будут вести себя одинаково.
Мориц Кестер (Moritz Köster) из Регенсбургского университета и Роберт Хепач (Robert Hepach) из Оксфордского университета придумали еще один эксперимент, который позволил выяснить, насколько хорошо довербальные младенцы понимают социальные нормы: связывают ли они соблюдение этих норм с социальным одобрением — и наоборот. Для этого ученые создали несколько анимированных роликов, героями которых были треугольники с руками, ногами, глазами и ртом. Каждый ролик начинался с того, что все треугольники стояли с одной стороны экрана, а в центре лежали два шарика. Затем один из треугольников выходил на середину, брал шарики, стучал ими друг об друга, клал на место и вставал с противоположной стороны. Второй треугольник делал то же самое, после чего первый выражал одобрение: поднимал вверх руки и подпрыгивал, издавая радостные возгласы. Третий мог либо последовать примеру первых двух, либо подбросить шарики вверх. За этим следовала реакция двух других треугольников — они могли также выразить одобрение, а могли осудить его — тогда их лица становились сердитыми, они издавали недовольный звук и отворачивались.
В двух роликах все было в порядке: треугольники одобряли «правильное» (то есть конформное) поведение их товарища и осуждали «неправильное» (отличающееся). В двух других треугольники одобряли неправильное поведение, а осуждали — правильное. Ролики смотрели 30 детей в возрасте 11 месяцев, а ученые измеряли реакцию их зрачков: расширение зрачков указывает на удивление; так, ранние исследования показали, что зрачки детей расширяются, когда они наблюдают невозможные физические события.
Зрачки младенцев увеличивались гораздо сильнее, когда треугольники реагировали непоследовательно — одобряли то, что у них не принято, и осуждали принятое поведение. То есть дети ассоциировали конформное поведение с социальным одобрением и наоборот. Их зрачки начинали расширяться как раз в тот момент, когда два треугольника начинали реагировать на поведение третьего.
Сталкиваясь с действиями, которые не вписываются в принятые нормы, дети начинают вмешиваться или выражать словесный протест примерно к трем годам. Полученные здесь результаты подтверждают идею о том, что понимать, как работают правила и социальное одобрение, дети начинают гораздо раньше — до того, как могут это выразить. Авторы отметили, что это не значит, что маленькие дети знают, как должны поступать другие. Но, судя по всему, даже в 11 месяцев они могут отличить соответствующее поведение от несоответствующего — и ожидать, что одно будет одобряться, а другое — нет.
Ранее ученые выяснили, что двухлетние дети могут врать даже тогда, когда в этом нет необходимости и в ущерб себе: например, говорят исследователю, что подглядывали в секретную коробку, хотя не делали этого. Ученые связали это с детской импульсивностью.