Ранняя детская ложь оказалась непреднамеренной

Дети послушались исследователя и не стали подглядывать, но некоторые все равно соврали, что смотрели

Исследователи из Канады и Польши изучили, как врут маленькие дети. Сначала они раз в полгода тестировали способность детей к самоконтролю, а когда детям исполнилось 2,5, ученые провели поведенческий эксперимент, где оценили также их способность подчиняться запретам и лгать. Оказалось, что чем лучше ребенок умеет сдерживать свои реакции, тем выше вероятность, что он не нарушит запрет и скажет правду. А ложь двухлеток оказалась скорее спонтанной, чем намеренной — врали и те, кто нарушал запрет, и те, кто этого не делал. Исследование опубликовано в журнале PLoS One.

Родители отмечают, что дети начинают лгать примерно в 2,5 года. Однако традиционно под ложью понимается способность преднамеренно говорить другим неправду — например, с целью скрыть проступок. В то же время скрывать свои намерения — сложная когнитивная задача, которая требует навыков саморегуляции. Дети в возрасте 2-3 лет только начинают осваивать эти навыки, поэтому на самом деле неясно, могут ли они действительно лгать намеренно.

Исследователи из Института психологии Ягеллонского университета под руководством Марты Бялецкой-Пикуль (Marta Białecka-Pikul) решили проверить, как способность детей сдерживать свои реакции влияет на способность лгать. Сначала ученые протестировали способность 252 детей к тормозящему контролю. Это составляющая саморегуляции поведения, которая позволяет подавлять свои импульсивные реакции для достижения цели. Тесты на тормозящий контроль проводили несколько раз — когда детям было 1,5, 2 и 2,5 лет.

Самоконтроль проверяли с помощью исследования отсроченного удовольствия: ребенок сидел на коленях у родителя за столом, напротив сидел исследователь, а на столе стояла тарелка чипсов. Исследователь спрашивал, любит ли ребенок чипсы, а дальше просил их не есть до своего возвращения. Он возвращался через минуту, когда детям было 1,5 года, и через полторы минуты, когда детям было по 2 года. Время, которое ребенок мог вытерпеть до того, как нарушал запрет, было показателем навыка тормозящего контроля.

Когда детям было по 2,5 года ученые провели тест «парадигма сопротивления искушению». В нем ребенок остается один в комнате игрушкой, которая спрятана в коробку, за ширму или за спину ребенка. Играть с ней и даже смотреть на нее на время запрещено. Когда исследователь возвращается, он спрашивает, подглядывал ли ребенок. Этот тест широко используется для изучения детской лжи.

Ранние исследования показали, что 80 процентов детей от 2 до 3 лет подглядывают, и около 30 процентов подглядывающих врут, что нет. Большинство исследователей интерпретируют эти результаты так: ребенок не может сдержать первоначальный импульс — и смотрит на игрушку, нарушая запрет. А почему часть детей пытается скрыть свой поступок и насколько это осознанно — не очень ясно. Психологи Уильям (William) и Клара Штерн (Clara Stern) в 1909 году назвали такую раннюю ложь «псевдоложью», подразумевая, что маленькие дети врут не для того, чтобы скрыть что-то, а случайно или импульсивно.

В новой работе «парадигму сопротивления искушению» немного модифицировали (по аналогии с другим исследованием): с детьми в комнате чаще всего (в 70 процентах случаев) находился еще и родитель, а исследователь не выходил из комнаты, а отворачивался. Игрушка стояла на столе и была накрыта коробкой с отверстием. Авторы исследования решили также выяснить, будут ли обманывать дети, которые не подглядывали (то есть те, которым нечего скрывать) — обычно в исследованиях этот момент упускают из виду. Родителей при этом просили никак не вмешиваться в процесс.

В эксперименте с игрушкой 35 процентов детей подглядывали, но только 27 процентов из них соврали. Из тех, кто не подглядывал, 40 процентов тоже обманули исследователя: сказали, что подглядывали. Это говорит о том, что детская ложь была скорее спонтанной, то есть псевдоложью: детям, которые не нарушали правил, было нечего скрывать, но часть из них все равно лгала.

У тех, кто не врал, тормозящий контроль в среднем был выше, чем у сверстников, уже в возрасте двух лет. Самый высокий уровень навыка саморегуляции был выше у детей, которые не стали подглядывать и в конце сказали исследователю правду. Так, подглядыватели, которые врали, в задании с чипсами смогли продержаться в среднем около 44 секунд. Те, кто подглядел и сказал правду — 48 секунд. Те, кто не стал подглядывать, но соврал, продержались 65 секунд. А те, кто не подглядывал и сказал правду исследователи — 81,5 секунды.

Интересно, что большая часть детей, вопреки ожиданиям ученых, все же не стала подглядывать в коробку с игрушкой. Возможно, сыграло роль присутствие родителя в комнате, однако те дети, которые оставались без родителя, подглядывали не чаще. Авторы полагают, что дело может быть в культурных факторах: в разных странах строгость социальных правил различается.

Ранее N + 1 рассказывал о том, как врут взрослые. Тогда ученые предположили, что чем чаще человек врет, тем меньше он чувствует стыда и дискомфорта по этому поводу. Это происходит от того, что возбуждение миндалины с каждым разом становится все слабее.

Еще кое-что

Знаменитым исследованием отсроченного удовольствия стал Стэндфордский зефирный эксперимент, который провел психолог Уолтер Мишель с коллегами около 50 лет назад. Тогда детям предлагали выбор между одной порцией маршмеллоу прямо сейчас или двумя — но через 15 минут. Позднее ученые обнаружили, что у детей, которые могли дождаться двойной награды, жизнь складывалась более благополучно. В наши дни зефирный тест нередко критикуют, но по-прежнему используют его модификации в самых разных исследованиях.

Раньше это был дополнительный факт по теме. А вместе с Альфа-Банком стал обязательным

Реклама: ООО «ОМД Эвиденс», ИНН 7727306019.

Люди из разных стран сочли низкие голоса более привлекательными