В работе использовали двое эпигенетических часов и три биомаркера
Ученые проанализировали посмертные образцы мозга и прижизненные образцы крови пациентов с расстройством, связанным с употреблением алкоголя, и обнаружили в них признаки ускоренного биологического старения. Отчет о работе опубликован в журнале Alcohol: Clinical and Experimental Research.
Расстройство, связанное с употреблением алкоголя (РУА) связано с повышением общей заболеваемости и смертности. Потенциальной причиной этого может быть ускоренное биологическое старение, на которое влияют фундаментальные патологические процессы, такие как воспаление. Указания на подобную возможность были получены в нескольких разрозненных наблюдениях отдельных биомаркеров в образцах крови и мозга при злоупотреблении алкоголем и другими веществами, однако систематический их анализ до сих пор не проводили.
Для своей работы Леа Циллих (Lea Zillich) из Гейдельбергского университета с коллегами из Австралии, Германии, США, Финляндии и Швеции воспользовались 248 образцами мозга из биобанка Сиднейского университета (91 — девятого поля Бродмана, 94 — хвостатого ядра и 64 — вентральной части полосатого тела), также включили данные по 16 образцам из коллекции Университета Техаса и 17 образцам из Исследования внезапной смерти Тампере. Все они были забраны посмертно у взрослых людей, страдавших и не страдавших РУА без злоупотребления другими психоактивными веществами, тяжелых психических расстройств и нарушений нейроразвития. 179 образцов цельной крови забрали в Германии у пациентов, проходящих реабилитацию по поводу РУА, и в остальном соответствующих им здоровых людей.
В качестве маркеров биологического старения использовали эпигенетические часы Левин (PhenoAge, больше связаны с фенотипическим возрастом) и Хорвата (сильнее отражают хронологический возраст), длину теломер, непрямую оценку длины теломер по метилированию ДНК (DNAmTL) и число копий митохондриальной ДНК (mtDNAcn). Статистическую обработку данных проводили с помощью линейных регрессионных моделей с поправкой на хронологический возраст, пол, курение и оценку пропорции типов клеток в образце.
Все биомаркеры, кроме mtDNAcn, демонстрировали положительную корреляцию с хронологическим возрастом во всех образцах. По эпигенетическим часам Левин и DNAmTL прослеживались значимые признаки биологического старения в образцах девятого поля Бродмана и цельной крови; оценка по часам Хорвата давала обратный результат для девятого поля Бродмана и схожий для крови. Существенной связи РУА с длиной теломер и mtDNAcn зафиксировано не было. Объективное измерение длины теломер и DNAmTL слабо коррелировали в образцах крови и не коррелировали в мозге.
Проведенная работа стала первым исследованием, в котором одновременно проанализировали набор разнообразных биомаркеров биологического старения в посмертных образцах мозга и прижизненных образцах крови. Она представила подтверждения ускоренного биологического фенотипического старения при РУА, измеренного по часам PhenoAge. Хотя сильная связь прослеживалась также с DNAmTL, этот показатель мало соответствовал реальной длине теломер, что необходимо учитывать при выборе методов дальнейших исследований старения.
В 2023 году американские исследователи представили основанную на алгоритмах машинного обучения модель, определяющую старение 11 ключевых органов по белкам плазмы крови. Оценки с ее помощью показали, что у 20 процентов населения резко ускорено старение одного из органов, а у 1,7 процента — сразу многих.
Он не уступал имеющимся препаратам, и к нему нет устойчивости возбудителя
Исследователи из восьми стран сообщили об успехе третьей фазы клинических испытаний экспериментального антибиотика золифлодацина при неосложненной гонорее. Одна доза препарата не уступала по эффективности комбинации имеющихся антибиотиков. Отчет об испытаниях опубликован в журнале The Lancet.