Прототип антенны будущего радиоинтерферометра SKA провел первые научные наблюдения

Телескоп SKAMPI построен в Южной Африке

В Южной Африке начал работу радиотелескоп SKAMPI, который выступает как прототип антенны для будущего крупного радиотелескопа SKA-Mid. Телескоп провел первый обзор южного неба и пронаблюдал пульсар в созвездии Парусов, сообщается на сайте Института радиоастрономии Общества Макса Планка.

SKAMPI (SKA-MPIfR) представляет собой совместный проект Института радиоастрономии Общества Макса Планка и Южноафриканской радиоастрономической обсерватории и выступает как прототип антенны для будущего наземного радиотелескопа SKA-Mid, который вместе с будущим телескопом SKA-Low в Австралии станет крупнейшим наземным радиоинтерферометром с общей собирающей площадью в квадратный километр. SKA-Mid будет состоять из 197 параболических антенн в регионе Кару в Южной Африке, обладать общей собирающей площадью 33 тысячи квадратных метров и работать в диапазоне частот 350 мегагерц — 15,4 гигагерц. Существующий радиотелескоп MeerKAT, включающий в себя 64 антенны, станет частью этой антенной решетки.

Строительство SKAMPI было завершено в середине 2018 года в Южной Африке, после чего начался его ввод в эксплуатацию. 15-метровая антенна оснащена двумя приемниками, работающими в диапазонах 1,75-3,5 и 12-18 гигагерц.

В середине января 2024 года были проведены первые наблюдения при помощи SKAMPI. Телескоп в течение двух ночей сканировал южное полушарие неба, обнаружив радиоизлучение Млечного Пути, а также других галактик, таких как Центавр А и Магеллановы Облака. Кроме того, ученые провели наблюдения за пульсаром, связанным с остатком сверхновой в созвездии Парусов, и обнаружили от него радиоимпульсы. Полноценные научные наблюдения начнутся позже в этом году.

Ранее мы рассказывали, что Китай завершил строительство самого крупного в мире солнечного радиотелескопа.

Физики не увидели темных фотонов от темной материи