Самцы рыб медака потемнели от злости

Они чаще атаковали других рыб, а вот на них самих нападали реже

Японские ученые обнаружили, что появление темных отметин на теле самцов рыб медака связано с увеличением агрессивного поведения. Кроме того, оказалось, что эти отметины могут работать как социальный сигнал и защищать рыб от атак других: сородичи реже нападали на самцов с проступившими черными пятнами. Препринт опубликован на bioRxive.org.

Некоторые представители головоногих моллюсков, рептилий, земноводных и рыб могут менять цвет. У одних видов это регулируют гормоны, и поэтому смена окраски происходит не быстро, а у других изменения напрямую контролируются нервной системой — тогда они могут менять цвет за несколько секунд. Так происходит у рыб медака (Oryzias celebensis) — на теле и плавниках самцов иногда проступают темные отметины в виде точек и пятен, причем появиться и исчезнуть они могут довольно быстро — примерно за минуту. Однако было неизвестно, отчего меняется окраска этих рыб.

Рютаро Уэда (Ryutaro Ueda) и его коллеги из университета Тохоку решили выяснить, связано ли появление темных отметин на теле и плавниках самцов O. celebensis с агрессией — такое характерно, например, для хамелеонов и осьминогов. Чтобы это проверить, ученые помещали в аквариум с водорослями трех самцов или двух самцов и одну самку и смотрели, как часто рыбы будут атаковать друг друга.

Рыбы с проступившими отметинами атаковали других чаще, причем как самцов, так и самок. Из-за этого авторы пришли к выводу, что наблюдаемое агрессивное поведение вряд ли было связано с конкуренцией самцов за самку, скорее — за еду. Затем исследователи посчитали, как часто каждая особь подвергалась атакам со стороны других, и какой в тот момент была окраска их тела. Самцов с темными пятнами рыбы без отметин (как самцы, так и самки) атаковали реже. На самцов без отметин, нападали все: и самцы с пятнами, и самцы без них, и самки. То же было и с самками, у которых отметин и не бывает.

Интересно, что когда рыб посадили в прозрачный резервуар без водорослей, они совсем не атаковали друг друга, и черных отметин у самцов не появлялось.

Ученые пришли к выводу, что появление отметин на теле самцов может сигнализировать о доминировании и агрессивности — и таким образом защищать этих рыб от атак других особей их вида. Также авторы отметили, что O. celebensis может стать модельным организмом для исследования механизмов внутривидовой коммуникации, которые обеспечивают быстрое изменение окраски.

Ранее зоологи заметили, что брачная окраска хамелеонов Джексона на гавайском острове Оаху, куда их завезли люди, ярче, чем у тех же хамелеонов на родине в Восточной Африке. Исследователи связали это с тем, что на острове почти нет хищников — и хамелеоны не рискуют быть съеденными.

В скелете вымершего псового с патагонского погребения заподозрили останки питомца индейцев