Долгий ковид повредил клетки и ткани через систему комплемента

Также он повысил титр антител против герпесвирусов

Швейцарские ученые провели протеомный анализ сыворотки крови людей, страдающих от долгого ковида, и выяснили, что у таких пациентов нарушена регуляция системы комплемента — образуется слишком много мембраноатакующих комплексов, которые повреждают ткани организма. Кроме того, как сообщается в журнале Science, с долгим ковидом также ассоциировались повышенный уровень маркеров гемолиза, агрегация моноцитов с тромбоцитами и антител против герпесвирусов.

Около 20 процентов больных ковидом и около пяти процентов всех инфицированных коронавирусом не выздоравливают полностью после острого заболевания, у них развиваются долгосрочные осложнения — долгий ковид. Он проявляется усталостью, недомоганием и когнитивными нарушениями. Современные гипотезы об этиологии и патогенезе долгого ковида говорят о повреждении тканей, вирусных резервуарах, аутоиммунных процессах и персистирующем воспалении.

Кроме того, не до конца ясно, по каким лабораторным критериям можно было бы диагностировать долгий ковид. Хотя известно, что коронавирус приводит к острой иммунопатологии, связанной с избыточным воспалением, активацией комплемента, гиперкоагуляцией и повреждением сосудов, практически нет данных о том, сохраняются ли эти лабораторные нарушения при долгом ковиде.

Команда ученых под руководством Онура Боймана (Onur Boyman) из Цюрихского университета исследовала 268 образцов сыворотки крови 113 людей с долгим ковидом (шесть месяцев после острой инфекции) на предмет наличия специфических маркеров (или их сочетаний), по которым можно было бы подтвердить диагноз долгого ковида. В группу контроля попали 39 здоровых добровольцев. Всего ученые проанализировали более 6500 белков плазмы крови.

Подробный анализ образцов, в том числе с использованием алгоритмов машинного обучения, показал, что у пациентов с долгим ковидом наблюдалась повышенная активация комплемента. Примечательно, что уровень компонентов комплемента в крови нормализовался у пациентов, которые переставали жаловаться на симптомы долго ковида. В частности в сыворотке крови участников исследуемой группы ученые обнаружили несбалансированное образование мембраноатакующего комплекса (МАК) — структуры, образующейся в мембране бактериальной клетки в результате активации классического, альтернативного или лектинового пути комплемента. Однако в данном случае ученые обнаружили свидетельства того, что МАК встраивался в клетки пациента, что приводило к повреждению тканей.

Соответственно, у пациентов с долгим ковидом выявлялись и повышенные уровни маркеров повреждения тканей в крови, а также признаки тромбовоспаления — повышенный фактор фон Виллебранда и лизис эритроцитов. Также долгий ковид ассоциировался с низким уровнем антитромбина III и высоким уровнем маркеров активации тромбоцитов и агрегатов моноцитов-тромбоцитов (особенно в случаях, когда долгий ковид сохранялся в течение одного года и более). Кроме того, у таких пациентов наблюдались признаки опосредованной антителами активации классического пути комплемента, которая была связана с повышением уровня антител к цитомегаловирусу и вирусу Эпштейна-Барр.

Все эти находки позволяют сделать диагностику долгого ковида более точной, а также вносят дополнительные знания в патогенез этого состояния. В дальнейшем ученым предстоит выяснить, как именно связаны эти изменения в белковом составе плазмы крови и симптомы долгого ковида.

Впрочем, ученые продолжают находить и эффективные способы лечения долгого ковида. Так, недавно мы рассказывали, что ежедневный прием препарата из трех видов бифидобактерий и нескольких олигосахаридов облегчает симптомы долгого ковида.

Фтор в моче беременных американок связали с риском нарушений нервно-психического развития детей