Это помогло нейрохирургам сохранить функции его рук
В декабре 2023 года профессиональный гитарист Кристиан Нолен (Christian Nolen) поступил в многопрофильный онкоцентр Sylvester в Майами на плановую нейрохирургическую операцию по удалению опухоли мозга. Его лечащие врачи попросили взять с собой гитару, чтобы сыграть на ней во время вмешательства, сообщает HealthDay со ссылкой на пресс-службу клиники. Как пояснил оперирующий хирург Рикардо Комотар (Ricardo Komotar), задачей его бригады было удаление глиомы в правой лобной доле пациента, которая располагалась в непосредственной близости от области, управляющей движениями левой руки. Игра на гитаре во время операции помогала хирургам убедиться, что они оставляют эту область незатронутой.
Перед вмешательством пациента расположили так, чтобы он мог взять музыкальный инструмент, и при этом операционное поле было отгорожено и доступно хирургам. После этого ему дали кратковременный наркоз, блокировали чувствительность тканей местной анестезией и провели трепанацию черепа. Затем музыканта привели в сознание и попросили наигрывать знакомые ему мелодии (он выбрал репертуар группы Deftones), в то время как врачи удаляли опухоль. Операция прошла успешно, пациент проходит курс консервативной терапии для профилактики дальнейшего опухолевого роста, навыки игры на гитаре у него сохранились. Заведующий отделением нейроанестезиологии онкоцентра Арман Дагал (Arman Dagal) отметил, что операции на открытом мозге у пациентов в сознании проводятся регулярно, однако игра на музыкальных инструментах в это время — явление исключительное. Тем не менее такие случаи известны: к примеру, в 2008 году американский кантри-музыкант Эдди Эдкок (Eddie Adcock) сыграл во время операции на банджо — это помогло специалистам определить участок, ответственный за эссенциальный тремор, и установить в него электроды для стимуляции мозга.
Ни пероральная, ни трансдермальная
Кэри Глисон (Carey Gleason) из Университета Висконсина с коллегами проанализировала данные 275 участниц клинических испытаний KEEPS и обнаружила, что четырехлетний курс разных типов гормональной заместительной терапии в менопаузу не связан с риском когнитивных нарушений через 10 лет. В ходе испытаний участницы не позже трех лет с момента последней менструации на протяжении 48 месяцев получали либо 0,45 миллиграмма конъюгированных эстрогенов перорально, либо 50 микрограмм эстрадиола трансдермально в виде пластыря (оба в сочетании с 200 миллиграммами микронизированного прогестерона) в день, либо плацебо. До начала терапии, после ее прекращения и примерно через 10 лет они проходили набор когнитивных тестов. Результаты опубликованы в журнале PLoS Medicine.