И выяснили, что они оставили свой след в генофонде современных популяций
Российские палеогенетики секвенировали древнюю ДНК из останков пяти представителей кобанской культуры и одного носителя ранней аланской культуры, погребения которых археологи раскопали на Северном Кавказе. Геномное исследование показало, что кобанцы биологически связаны с кавказскими жителями эпохи ранней бронзы и некоторыми современными популяциями, а также участвовали в формировании аланского населения железного века. Ученые также обнаружили, что скифы, по-видимому, внесли свой вклад в генофонд кобанцев. Об этом сообщается в статье, опубликованной в European Journal of Human Genetics.
В позднем бронзовом веке, около XIII–XII веков до нашей эры, по обе стороны от Большого Кавказского хребта сложилась кобанская археологическая культура, которая просуществовала примерно до IV века до нашей эры, то есть до раннего железного века. Свое название она получила по могильнику, обнаруженному во второй половине XIX века недалеко от осетинского села Верхний Кобан. Эти люди занимались земледелием и животноводством, у них была хорошо развита металлургия. Исследования материальной культуры кобанцев показали, что они взаимодействовали с киммерийцами, скифами, а затем и сарматами.
Генетика носителей кобанской культуры пока изучена недостаточно. В одной из прошлых работ ученые определили митохондриальные и Y-хромосомные гаплогруппы небольшого количества этих людей. Тогда исследователи обнаружили, что среди кобанцев в основном были распространены те же материнские и отцовские линии, что и у более древних и современных жителей Северного Кавказа. Вместе с тем обнаруженная Y-хромосомная гаплогруппа R1b, вероятно, отражала влияние на генофонд кобанцев со стороны скифского населения. А у одного человека генетики определили Y-хромосомную гаплогруппу D1a2a1, которая распространена в Восточной Азии.
Исследования генофонда кобанского населения продолжаются. На этот раз группа российских ученых из Института археологии РАН, Курчатовского института, Европейского университета в Санкт-Петербурге и других организаций во главе с Артёмом Недолужко (Artem Nedoluzhko) и Дмитрием Коробовым (Dmitry Korobov) секвенировала ядерную ДНК пяти представителей кобанской культуры из могильников Заюково-3 и Клин-Яр-III, раскопанных в Кабардино-Балкарии и Ставропольском крае, а также одного носителя ранней аланской культуры из памятника Братские 1-е курганы, расположенного в Чечне.
Методом главных компонент ученые установили, что кобанцы генетически близки к носителям более древних кавказских культур раннего бронзового века — к представителям куро-араксской и майкопской культур. В то же время на графике они группировались рядом с более поздними носителями аланской культуры. Однако один человек из могильника Клин-Яр-III оказался близок к западным скифам. При этом его погребение выделялось в могильнике отличным от кобанского обрядом, кроме того, этот человек, судя по минеральному составу костей, не был похож на кобанцев своим рационом. Наконец, по данным генетиков, это была женщина, хотя первоначально антропологи приняли ее за мужчину.
Ученые также показали, что степняки (скифы) оказали не только культурное влияние на кобанцев, но и внесли свой вклад в их генофонд. Другие кочевники — сарматы — в свою очередь участвовали в формировании аланского населения. Среди современных жителей региона носители кобанской культуры оказались генетически близки к амшенцам (субэтническая группа армян), кроме того, эти древние люди участвовали в формировании генофонда других местных популяций: кумыков и лезгинов.
Тем самым полученные результаты вместе с ранее опубликованными данными по митохондриальным и Y-хромосомным линиям говорят о том, что на Северном Кавказе на протяжении многих столетий сохранялась не только культурная, но и генетическая преемственность. Вместе с тем со времен существования кобанской культуры на генофонд местных популяций влияли степные кочевники.
Палеогенетики продолжают изучать и генофонд представителей скифо-сибирского мира. Недавно мы рассказывали, как им удалось прочитать ДНК знатного воина из скифской «Долины царей», могилу которого раскопали в 2022 году.