Варианты гена интерлейкина-1 оказались связаны с развитием перикардита

Это показал полногеномный поиск ассоциаций

Датские и исландские ученые обнаружили значимую ассоциацию между полиморфизмом генов семейства интерлейкина-1, расположенных на длинном плече второй хромосомы, и перикардитом. Ведущими вариантами были rs12992780 и rs7575402: первый был связан с острой формой перикардита, а второй — с метилированием участков ДНК, экспрессирующих четыре фактора транскрипции, которые регулируют активность генов интерлейкина-1. Исследование опубликовано в JAMA Cardiology.

Воспаление перикарда — перикардит — может возникнуть по нескольким причинам: вирусные инфекции, повреждение сердца, опухоли или как проявление системных воспалительных заболеваний. Однако в большинстве случаев врачи не могут назвать точную причину перикардита, из-за чего его часто считают идиопатическим. Обычно острый перикардит протекает доброкачественно и проходит самостоятельно, но у 15-30 процентов пациентов развивается рецидивирующий перикардит. Такая форма перикардита плохо лечится нестероидными противовоспалительными препаратами, из-за чего приходится обращаться к гормональной терапии.

Однако новые исследования показывают, что одной из причин идиопатического перикардита может быть чрезмерная активность интерлейкина-1. Следовательно, препараты, направленные против этого цитокина, могут помочь в лечении перикардита. И действительно, рандомизированные клинические испытания продемонстрировали безопасность и эффективность таких лекарств. Однако не до конца понятно, что провоцирует высокую активность интерлейкина-1 у некоторых людей.

Группа ученых из Дании и Исландии под руководством Розы Торольфсдоттир (Rosa Thorolfsdottir) из биофармацевтической компании deCODE genetics провела полногеномный поиск ассоциаций, чтобы найти однонуклеотидные полиморфизмы, которые ассоциированы с развитием перикардита. Для этого они проанализировали пять национальных когорт, общая выборка исследования составила 4894 человека с перикардитом и 1457822 человека в контрольной группе.

Полногеномный поиск ассоциаций показал, что наиболее сильная ассоциация с заболеванием была у варианта гена интерлейкина-1 rs12992780 (p = 6,67 × 10-16) на длинном плече второй хромосоме. Также статистически значимым вариантом оказался вариант rs7575402 (р = 9,64 × 10-8). Оба варианта находились примерно на расстоянии 260 тысяч пар оснований и между ними не было корреляции. Анализ собранных данных показал, что людям с этими вариантами чаще назначали кортикостероиды. При этом у обладателей варианта rs12992780 вероятность развития рецидивирующего перикардита была меньше, чем в контрольной группе, однако в целом острый перикардит у них случался чаще.

Второй вариант, rs7575402, был связан с метилированием местных сайтов CpG — участков ДНК, где за цитозиновым нуклеотидом следует гуаниновый нуклеотид в линейной последовательности оснований вдоль направления 5′ → 3′. В этой области располагались гены, которые ответственны за экспрессию четырех факторов транскрипции, регулирующих выработку интерлейкина-1: PU.1, STAT1, STAT3 и CCAAT/энхансер-связывающий белок β.

Это исследование подтверждает, что генетические варианты цитокинов семейства интерлейкинов-1 могут быть ответственны за развитие идиопатического перикардита. Эти результаты позволят улучшить патогенетический подход к лечению перикардитов и сделать его более эффективным.

Ранее ученые из той же компании выяснили, что высота человеческого голоса связана с геном, который кодирует часть калиевых каналов в нейронах, клетках сердца и сосудов.

Жару при беременности связали с повышенным риском лимфобластного лейкоза у детей