Запах женских слез снизил мужскую агрессию

И изменил активность нейронных контуров, связанных с агрессией и обонянием

Ученые из Израиля и США выяснили, что запах женских эмоциональных слез снижает агрессию мужчин. Они предлагали мужчинам, играющим в денежную компьютерную игру, нюхать женские слезы и физраствор: воздействие слез во время игры делало мужчин менее мстительными. Также ученые обнаружили, что на женские слезы реагируют некоторые обонятельные рецепторы человека, а в мозге снижается активность некоторых нейронных контуров, связанных с агрессией, и усиливается взаимодействие сетей, связанных с агрессией и обонянием. Работа опубликована в PLoS Biology.

Известно, что слезы самцов ближневосточных слепышей снижают агрессию других (доминирующих) самцов по отношению к первым. Слезы самок мышей устраняют агрессию самцов по отношению друг к другу, а неполовозрелые мыши выделяют со слезами пептид Esp22, который блокирует сексуальное поведение самцов по отношению к ним. О влиянии человеческих слез на поведение известно меньше. В целом химические сигналы, содержащиеся в слезах, могут модулировать поведенческие и гормональные реакции. Раннее исследование под руководством Ноама Собеля (Noam Sobel) показало, что у мужчин снижается уровень тестостерона и возбуждения, если дать им понюхать женские слезы (хоть они и не имеют запаха).

Теперь Ноам Собель с коллегами из Израиля и США решил выяснить, может ли воздействие женских слез снизить мужскую агрессию — поскольку ее уровень зависит от уровня тестостерона в крови. Они провели эксперимент, в котором мужчинам предлагалось нюхать женские слезы или физраствор. Женщины, чьи слезы использовали в экспериментах, смотрели грустные видеоролики, чтобы заплакать. Поскольку слезы собирались с женских щек, вместе с ними в пробирки могли попасть связанные с кожей сигнальные молекулы, которые происходят не из слезных желез. Чтобы исключить влияние таких молекул, физраствор перед сбором тоже капали на щеки участниц.

Во время эксперимента участники (25 мужчин, средний возраст 26 лет) играли на деньги в компьютерную игру с противником. Противник мог несправедливо отнять деньги у участника («провокация»), а участник затем мог отомстить — лишить противника его денег, не получая при этом выгоды («месть»). Участники предполагали, что играют с реальным противником, но на самом деле соперником был компьютер. Уровень агрессии оценивался как отношение количества случаев «мести» к количеству «провокаций».

Перед игрой мужчинам давали понюхать слезы или физраствор. Участникам сказали, что они будут нюхать запахи с подпороговой концентрацией, но не сказали, какие именно. Баночку с одним миллилитром слез или физраствора, собранного с женских щек, подносили к носу участника 10 раз. Затем к верхней губе участника прикрепляли подушечку, пропитанную слезами или физраствором, — чтобы он мог чувствовать запах на протяжении всего эксперимента. Каждый из участников один раз сыграл в игру под воздействием запаха слез, и один раз — под воздействием запаха физраствора. Когда мужчины вдыхали запах женских слез, они были на 43,7 процента менее агрессивными, чем когда нюхали физраствор (p < 0,001). Авторы пришли к выводу, что одной из хемосигнальных функций человеческих «эмоциональных» слез может быть ингибирование агрессии.

Чтобы выяснить, реагирует ли обонятельные рецепторы человека на слезы, ученые провели эксперименты in vitro. Они экспрессировали 62 обонятельных рецептора в клетках Hana3A и воздействовали на них слезами и физраствором. Дозозависимо реагировали на слезы четыре рецептора: OR2J2, OR11H6, OR5A1, и OR2AG2. Это значит, что человеческие слезы, хоть и не имеют запаха, активируют обонятельные рецепторы и могут воздействовать на мозг через них (хотя последнее в этой работе не проверялось).

Затем исследователи предложили уже другой группе мужчин (26 человек, средний возраст 27 лет) понюхать женские слезы и физраствор во время игры, и в это время записывали их фМРТ. В этом эксперименте слезы также снижали агрессивность мужчин, но эффект был немного меньше; снижение эффекта авторы связали с тем, что само фМРТ-сканирование могло доставлять участника дискомфорт. Активность нейронов в некоторых регионах мозга, связанных с агрессивным поведением, под воздействием слез менялась: ослаблялась активность в левой передней островковой коре и в префронтальной коре с обеих сторон. Также запах слез увеличивал связь между левой островковой корой и правым миндалевидным телом и пириформной корой. Эта функциональная мозговая сеть участвует в обонянии и в агрессии.

Ученые пришли к выводу, что хемосигналы человеческих слез действуют на мужчин примерно так же, как слезы грызунов действуют на самцов: снижают их агрессивное поведение. Кроме того, поскольку нейронные субстраты обоняния и агрессии перекрываются, нетрудно предположить, что обонятельные стимулы могут модулировать агрессию. Хотя авторы использовали только женские слезы в экспериментах, они предположили, что любые человеческие слезы будут действовать так же — в том числе слезы младенцев, для которых плач — основное средство коммуникации. Также исследователи отметили, что в будущем стоит проверить, как запах человеческих слез влияет на женское поведение.

Люди при общении полагаются на обоняние не так сильно, как многие другие животные, но все-таки запахи и хемосигналы играют роль. Мы способны различать друг друга по запаху, при этом чьи-то запахи нравятся нам больше, а чьи-то — меньше. Ранее ученые выяснили, что у друзей, дружба которых завязалась быстро, как бы «по щелчку», схожи запахи тела. Кроме того, то же исследование показало, что люди с похожими запахами более вероятно могут стать друзьями.

Изменение сознания при медитации зафиксировали на энцефалограмме