Ученые впервые выявили на ее стенах пигмент из древесного угля
Французские ученые неразрушающими методами исследовали пещеру Фон-де-Гом, хорошо известную благодаря многочисленным рисункам эпохи верхнего палеолита. Проделанная работа позволила выявить на стенах черную краску на основе древесного угля. В перспективе это даст возможность впервые получить прямые радиоуглеродные даты для росписей из пещеры Фон-де-Гом. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.
От эпохи верхнего палеолита до наших дней дошло большое количество памятников с произведениями монументального искусства. Самые древние из них археологи обнаружили в Индонезии, где сохранились красочные изображения возрастом около 45 тысяч лет. Но большинство из них исследователи открыли в Европе, причем всего в одном регионе — во Франко-Кантабрии, то есть на севере Испании и в южной части Франции, где известно примерно 300 пещер с палеолитическими рисунками.
Одна из проблем, с которой сталкиваются ученые при изучении пещерного искусства, это сложности с прямыми датировками. В последние годы чаще всего для этого используют уран-ториевый метод, с помощью которого датируют кальцитовые натеки на стенах пещер. Но, с одной стороны, они не всегда перекрывают рисунки, а, с другой — часто дают очень большой разброс. При этом обычно изображения нельзя датировать с помощью радиоуглеродного анализа — большинство красок древних художников для этого просто не подходят. Шансы получить радиоуглеродную дату у исследователей есть только в тех случаях, если первобытные люди сделали краску из древесного угля или сажи.
Ина Райхе (Ina Reiche) из Университета Paris Sciences et Lettres совместно с французскими коллегами исследовала пещеру Фон-де-Гом, расположенную в департаменте Дордонь. Эта пещера представляет собой один из богатейших памятников палеолитического искусства, открытый в 1901 году. Помимо абстрактных рисунков, исследователи выявили здесь больше 200 фигуративных изображений, включая 80 бизонов, рисунки мамонтов, оленей и лошадей. Ученые считают, что их создали носители мадленской культуры, существовавшей около 21—14/13 тысяч лет назад. Причем стилистически фигуративные изображения из пещеры Фон-де-Гом делятся как минимум на две группы, что, возможно, говорит о том, что их сделали в разное время.
В новой статье ученые рассказали, что они прибегли к нескольким неразрушающим методам, чтобы проанализировать рисунки из пещеры Фон-де-Гом. Они провели фотосъемку с искусственным освещением, чтобы получить изображения высокой точности, а также прибегли к микро-рамановской спектроскопии и рентгенофлуоресцентному анализу, чтобы выяснить, какими пигментами пользовались древние художники. Дело в том, что еще в начале XX века французский химик Анри Муассан (Henri Moissan) идентифицировал в образцах краски со стен пещеры оксиды железа и марганца, а из-за высокой культурной ценности памятника отборы новых проб в нем проводятся только в виде исключения.
Ученые не только выявили ранее неизвестные изображения, например фигуру черной лошади, но и обнаружили, что некоторые рисунки созданы с помощью краски на основе древесного угля. Например, с помощью этого пигмента нарисован один из бизонов. Причем исследователи заметили, что краски на основе оксидов железа и марганца и древесного угля, по-видимому, использовались в этой пещере в разное время. В перспективе это позволит отобрать пробы для радиоуглеродного анализа и установить возраст некоторых произведений. В частности, исследователи предположили, что нарисованный углем бизон (они прозвали его «бизон Пикассо») мог быть создан еще в домадленский период.
Археологи исследуют не только давно известные памятники с пещерным искусством, но и открывают новые. Например, осенью мы рассказывали, что на востоке Испании обнаружили крупное палеолитическое святилище — пещеру Донес. Подробнее об этом открытии и искусстве каменного века можно послушать в нашем подкасте.