Изотопы азота и углерода рассказали о хозяйстве трипольцев из поселений-гигантов

По-видимому, они выращивали крупный рогатый скот на огороженных участках

Группа ученых проанализировала изотопный состав азота и углерода в 480 образцах, собранных во время раскопок поселений культуры Триполье — Кукутень. Исследователи обнаружили, что жители поселений-гигантов практиковали интенсивно-пастбищную технологию содержания крупных рогатых животных, по-видимому, на огороженных изгородью участках. Среди прочего, это позволяло древним земледельцам собирать навоз и использовать его для удобрения почв, на которых выращивались зерновые и бобовые культуры, составлявшие основу их рациона. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В эпоху энеолита на территориях современных Румынии, Молдавии и Украины существовала археологическая культура Триполье — Кукутень (далее — трипольская культура). По оценкам исследователей, она возникла примерно в 5400 году до нашей эры и исчезла около 2700 года до нашей эры. Трипольцы хорошо известны как первые обитатели этого региона, которые занимались производящим хозяйством (земледелием и животноводством) и оставили после себя большое количество поселений, включая поселения-гиганты.

Поселения-гиганты представляют собой тип памятников, площадь которых превышала 100 гектаров (иногда — более 300 гектаров). Они известны в междуречье Южного Буга и Днепра и датируются примерно 4200/4100—3650 годами до нашей эры. Ученые полагают, что самые крупные из них могли насчитывать до 10–15 тысяч жителей и существовать примерно 100–150 лет (некоторые исследователи считают, что такие поселения существовали до 350 лет). Трипольские поселения-гиганты возникли раньше и были крупнее, чем самые ранние городские поселения, обнаруженные в Месопотамии.

Франк Шлюц (Frank Schlütz) из Кильского университета совместно с коллегами из Германии, Италии и Украины исследовал изотопный состав азота и углерода в 480 образцах, представляющих собой кости животных, растительные остатки и останки людей, которые археологи обнаружили на разных поселениях трипольской культуры, охватывающих различные периоды существования этой общности. С помощью этих анализов ученые решили выяснить, как функционировало хозяйство древних трипольцев.

Ученые заметили, что соотношение стабильных изотопов азота в костях крупных рогатых животных коррелирует с размером поселений. Так, на поселениях-гигантах эта величина говорит о том, что большую часть скота эти люди содержали по интенсивно-пастбищной технологии, то есть на ограниченных земельных участках, которые, вероятно, были обнесены изгородью (или же животных держали на привязи). По мнению исследователей, это не только позволяло трипольцам защищать располагавшиеся поблизости посевы, но и упрощало сбор навоза, который они использовали для удобрения почв.

Ученые отметили, что такой подход позволял свести к минимуму объем необходимой для пропитания земли, а также экономил силы и время местных обитателей. При этом из-за большого скопления скота на ограниченной территории, вполне вероятно, что трипольцы давали ему дополнительный корм в виде травы, сена и соломы.

На удобренных почвах эти люди выращивали зерновые и бобовые культуры, которые составляли основу их рациона. Проанализировав изотопный состав азота и углерода в человеческих останках из разных поселений, ученые пришли к выводу, что подавляющее большинство белков и калорий трипольцы получали из этих растительных культур. Доля животного белка в их рационе составляла всего лишь восемь—десять процентов. Исследователи предположили, что, возможно, мясную пищу люди получали в основном во время общественных пиршеств, которые были призваны сплачивать и объединять коллективы трипольцев.

Трипольцы не были замкнутой общностью и контактировали со своими соседями, принадлежавшими к другим археологическим культурам. Например, недавно мы рассказывали, что на одном из поселений археологи нашли кость женщины, жившей в конце V — начале IV тысячелетия до нашей эры. По мнению генетиков, вероятно, она связана со степным населением, принадлежавшим к среднестоговской археологической культуре.

Древнейшую каменную ловушку на леопарда построили больше 6000 лет назад