Существенным медиатором этой связи было недовольство собственным телом
Крупное исследование, проведенное в Великобритании, подтвердило связь избыточной массы тела в детстве с депрессивными симптомами в подростковом возрасте и продемонстрировало роль неудовлетворенности собственным телом. У девочек подобная связь оказалась вдвое сильнее, чем у мальчиков. Отчет о работе опубликован в журнале The Lancet Psychiatry.
Доля подростков с симптомами депрессии значительно возросла за последние 20 лет, что свидетельствует о необходимости выявления модифицируемых факторов риска, на которые можно направить превентивные усилия. Одновременно у детей и подростков увеличился средний показатель индекса массы тела — известный фактор риска депрессии у взрослых; в немногочисленных исследованиях были получены указания и на его возможную роль у подростков. При этом ИМТ может влиять на развитие депрессии разными путями: физиологическими (метаболические нарушения), социальными (буллинг и дискриминация) и психологическими (неудовлетворенность собственным телом). У взрослых в той или иной степени задействованы они все, у подростков эти механизмы изучены гораздо хуже.
Чтобы получить больше информации по этому вопросу, сотрудники Лондонского университетского колледжа под руководством Франчески Солми (Francesca Solmi) воспользовались данными Millennium Cohort Study (MCS) — репрезентативной лонгитюдной общепопуляционной когорты британских детей, родившихся с 1 сентября 2000 по 11 января 2002 года. Их интересовали связь ИМТ в семь и депрессивных симптомов (по опроснику sMFQ) в 14 лет, ИМТ в семь и неудовлетворенности собственным телом (по семибалльной шкале) в 11 лет, неудовлетворенности собственным телом в 11 лет и депрессивных симптомов в 14 лет, а также то, в какой степени неудовлетворенность собственным телом служит медиатором связи между ИМТ и депрессией.
Для расчета первых трех параметров использовали однопараметрические и многопараметрические линейные регрессионные модели с поправками на пол и этническую принадлежность ребенка; образование, профессию и доходы родителей; возраст матери на момент родов, ее ИМТ до беременности, отношение к алкоголю и курению, степень привязанности к ребенку и депрессивные симптомы, а также половое развитие подростков, проявления интернализации и экстернализации у них со слов родителей. Четвертый параметр вычисляли с помощью непараметрической генерализации.
В итоговую выборку вошли 13135 участников, для которых имелись все необходимые данные. Мужской и женский пол были представлены примерно поровну, средний возраст на начало исследования — 7,2 года.
Повышение ИМТ на величину одного стандартного отклонения в семилетнем возрасте оказалось связано с более выраженными симптомами депрессии в 14-летнем (регрессионный коэффициент 0,30; 95-процентный доверительный интервал 0,17–0,43) и большей неудовлетворенностью собственным телом в 11-летнем (коэффициент 0,15; 95-процентный доверительный интервал 0,12–0,18). Степень неудовлетворенности своим телом в 11 лет положительно коррелировала с депрессивными симптомами в 14 лет (коэффициент 0,60; 95-процентный доверительный интервал 0,52–0,68). Все эти связи у девочек были вдвое более выраженными, чем у мальчиков. Среди представительниц женского пола неудовлетворенность собственным телом объясняла 43 процента связи между ИМТ в детстве и депрессией в подростковом возрасте.
Полученные данные свидетельствуют о том, что для профилактики подростковой депрессии нужно не только контролировать массу тела в детстве (в Великобритании подобные программы действуют в школах), но и следить за тем, чтобы это не привело к стигматизации, чувству стыда и искажению образа собственного тела у ребенка и подростка, заключают авторы работы.
В 2019 году национальное кросс-секционное одномоментное (не лонгитюдное) исследование выборки более 25 тысяч иранских детей и подростков показало, что связь ИМТ с симптомами депрессии у них зависит от пола: у девочек они чаще возникают при избыточном весе, а у мальчиков — при недостаточном.
В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Зачем мы храним тайны? Как выбираем, о чем рассказать, а что не доверять никому? И почему не делимся даже тем, что характеризует нас исключительно с положительной стороны? В книге «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Евгением Поникаровым, психолог Майкл Слепян рассказывает, как появляются секреты и зачем они нужны людям. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как шимпанзе хранят тайны и в чем их превосходят младенцы.