Кобальтовый катализатор помог провести реакцию борилирования аренов

Обычно для этой реакции необходимы дорогие иридиевые катализаторы

Химики из США синтезировали кобальтовый комплекс, который оказался селективным катализатором борилирования аренов. При этом реакция работала не хуже, чем на дорогих иридиевых катализаторах, а ее селективность можно было контролировать выбором борилирующего агента. Исследование опубликовано в Science.

В реакции борилирования аренов одна из связей углерод-водород ароматического кольца превращается в связь углерод-бор. Полученные таким образом борорганические соединения очень ценны в медицинской химии, так как из них по реакциям кросс-сочетания удобно получать библиотеки аналогичных соединений для тестирования на биологическую активность.

Самые распространенные катализаторы таких превращений — комплексы платинового металла иридия с бипиридиновыми лигандами. Селективность реакций на иридии в основном зависит от стерической обстановки в молекуле — связь углерод-бор образуется в месте, максимально удаленном от других заместителей в кольце. При этом если химик захочет ввести бор в более затрудненное положение, ему придется использовать направляющую группу или сложный лиганд для иридия. А если заместители в кольце очень маленькие — например, атомы фтора — провести реакцию селективно не удастся.

Проблему дороговизны иридиевых комплексов смогли решить химики под руководством Пола Чирика (Paul J. Chirik) из Принстонского университета. Они синтезировали комплекс кобальта с тридентатным лигандом с пиридиновым фрагментом в центре и двумя карбеновыми фрагментами по бокам. При растворении этого комплекса в бензоле химики наблюдали, что он быстро активирует связь углерод-водород в бензоле, и образует ковалентную σ-связь кобальт-арен. Тогда химики решили исследовать его активность в реакции борилирования аренов.

В результате ученые обнаружили, что борилирование в присутствии бис(пинаколато)дибора в качестве борилирующего агента на их катализаторе протекает селективно даже во фтор-замещенных аренах. При этом в большинстве случаев связь углерод-бор образовывалась в мета-положении по отношению к атому фтора. А если в исходном арене уже была связь углерод-бор, то борилирование шло в пара-положение.

Далее химики заметили, что если в качестве борилирующего агента использовать пинаколборан, то региоселективность реакции меняется, и в случае фтор-замещенных аренов образуются орто-замещенные продукты. Такое поведение реакции ученые смогли объяснить с помощью стехиометрических ЯМР-экспериментов со своим катализатором. Они показали, что при смешении 1,3-дифторбензола и их катализатора в растворе образуется мета-замещенный продукт внедрения кобальта в связь углерод-водород. При этом за 16 часов он полностью превращается в орто-замещенный продукт внедрения. Таким образом, мета-замещенный продукт образуется быстрее, но орто-замещенный — более устойчив. И если бис(пинаколато)дибор быстро перехватывал мета-замещенный комплекс и давал мета-замещенный продукт, то пинаколатоборан реагировал гораздо медленнее, и за это время комплекс успевал изомеризоваться — за счет этого образовывался продукт орто-внедрения.

Так химики разработали дешевый каталитический процесс борилирования аренов на кобальтовом катализаторе. При этом селективность реакции удалось контролировать просто выбором борилирующего агента, а не использованием других лигандов или направляющих групп.

Недавно мы рассказывали о том, как химики научились использовать классическое иридий-катализируемое борилирование для синтеза насыщенных борорганических соединений.

Цеолит помог превратить полиэтилен в бензин