Их удалось пересмотреть благодаря дистанционному зондированию высокого разрешения
Арктические водоемы выбрасывают в целом на 20 процентов меньше метана, чем считалось прежде. Хотя эмиссия из малых озер и их участков, покрытых растительностью, раньше недооценивалась, выбросы из маленьких прудов площадью менее тысячи квадратных метров оказались завышены примерно в 15 раз. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале Geophysical Research Letters.
Метан — второй по значимости парниковый газ после углекислого. Его концентрация в атмосфере на порядки ниже, но потенциал воздействия на глобальное потепление выше в 28-34 раза. Больше половины эмиссии метана в мире приходится на естественные источники, при этом такие выбросы можно назвать чувствительными к климату: при потеплении его активнее выделяют болота, озера, а также он начинает поступать из оттаявшей многолетней мерзлоты. Из-за этой положительной обратной связи между изменением климата, а также из-за сложности арктических ландшафтов, вклад северных озер и водно-болотных угодий в общую эмиссию метана остается во многом неопределенным. Модели, которые сейчас применяются для расчетов эмиссии метана из таких ландшафтов, плохо справляются с отделением таких озер от болот: озера площадью меньше 0,1 квадратного километра часто приписываются к болотам, как и литоральные части озер, покрытые болотной растительностью, в результате чего одни и те же выбросы метана иногда могут учитываться дважды.
Итан Кизиват (Ethan Kyzivat) и Лоуренс Смит (Laurence Smith) из Брауновского университета уточнили оценку выбросов метана из малых и заросших растительностью арктических озер, а также прудов. Для этого они использовали данные дистанционного зондирования высокого разрешения (в том числе снятые с самолетов), картировали водоемы и масштабировали эти данные с помощью глобальной базы HydroLAKES.
Оказалось, что принятые прежде оценки выбросов метана очень малыми прудами (площадью менее тысячи квадратных метров) были завышены примерно в 15 раз: им приписывали 37-41 процент выбросов метана арктическими водоемами, а новое исследование показало, что на них приходится не более 2,6 процента, притом что они составляют только 0,5 процента площади арктических водоемов. Эмиссия малыми озерами (площадью менее 100 тысяч квадратных метров), напротив, недооценивалась на 30 процентов, притом что на них, как выяснилось, приходится 12 процентов от площади всех арктических озер.
Авторы установили, что наличие растительности на поверхности озера, которое ранее не учитывалось в углеродных бюджетах, увеличивает выбросы CH4 на 14 процентов. Растительность покрывает 108 тысяч квадратных километров поверхности арктических озер или 7,8 процента их площади. В целом из-за двойного учета эмиссии метана на литорали и в малых прудах его выбросы арктическими водоемами в прежних оценках были завышены примерно на 20 процентов.
Это не первый случай, когда углеродные выбросы из природных источников переоцениваются. Например, недавно ученые установили, что в основных климатических моделях, национальных отчетах и документах МГЭИК углеродные выбросы из торфяников оказались завышены на 50-55 процентов, поскольку рассчитывались без учета сезонности.
Правда, устойчивы только два вида, а еще шесть видов — уязвимы
Ученые спрогнозировали отклик 150 видов древесных растений Северной Америки на изменение климата и обнаружили, что одновременные рост температуры и сдвиг в количестве осадков потенциально выгодны только для двух из них — дубов Quercus bicolor и Quercus shumardii. 44 видам деревьев рост температуры сулит угнетение роста и снижение выживаемости, в том числе обыкновенным сосне и ели, которые в похожих условиях широко распространены в России. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Global Change Biology.