Эмодзи плохо справились с отражением биоразнообразия

Эмодзи с позвоночными животными слишком много, а членистоногих, растений и грибов недостаточно

Ученые подсчитали эмодзи, которые изображают живые организмы, и пришли к выводу, что они слабо отражают биологическое разнообразие нашей планеты. В наборе наблюдается явный перекос в сторону позвоночных животных, а вот растения, грибы и микроорганизмы представлены недостаточно. Пиктограмм с изображениями членистоногих, самого многочисленного типа живых существ, также оказалось непропорционально мало. Как отмечается в статье для журнала iScience, такая ситуация может помешать обсуждению некоторых групп и снизить интерес к их охране. Впрочем, в последние годы биологическое разнообразие эмодзи постепенно растет.

Современные люди активно используют в письменном общении эмодзи. Эти пиктограммы помогают выразить настроение или заменяют определенные слова. Есть среди эмодзи и изображения различных живых организмов помимо людей, от кошек и собак до кальмаров, кораллов и кактусов. Некоторые специалисты по охране природы предполагают, что их можно использовать, чтобы привлекать внимание общественности к сохранению редких видов и целых экосистем.

Команда экологов, которую возглавил Маттиа Фаласки (Mattia Falaschi) из Миланского университета, решила выяснить, насколько хорошо наборы эмодзи отражают биологическое разнообразие Земли. Для этого исследователи обратились к справочному сайту Emojipedia, который содержит информацию о пиктограммах, поддерживаемых стандартом Юникод, а также их значениях и контексте использования.

В разделе сайта «Животные и природа» оказалось 214 эмодзи. Из них 150 основаны на реально существующих и узнаваемых живых организмах. Некоторые животные и растения изображены более чем на одной пиктограмме, поэтому в общей сложности в наборе представлены всего 112 живых существ. Абсолютное большинство из них приходится на животных — 92. Некоторых из них можно идентифицировать до вида, например, большую панду (Ailuropoda melanoleuca) или белоголового орлана (Haliaeetus leucocephalus). Другие определяются до рода, семейства, отряда или только класса, как в случае ряда рыб и птиц. Кроме того, среди эмодзи оказалось 16 растений, один гриб и один микроорганизм (скорее всего, красный мухомор (Amanita muscaria) и кишечная палочка (Escherichia coli) соответственно).

Среди эмодзи-животных 76 процентов составляют представители типа хордовых, от млекопитающих до рыб. На членистоногих, которые считаются самым разнообразным типом живых существ, приходится всего 16 процентов пиктограмм. Таким образом, хордовые чрезмерно представлены в наборе эмодзи относительно их реального разнообразия, в то время как членистоногие представлены недостаточно. Интересно, что аналогичный сдвиг наблюдается в базе данных Международного союза охраны природы (IUCN). Что касается других типов, то моллюски, стрекающие и кольчатые черви изображены на четырех, двух и одном проценте эмодзи соответственно, а типы плоских червей и нематод, каждый из которых включает более 10000 видов, вообще не удостоились ни одного эмодзи. Тем не менее представленность этих групп в наборе пиктограмм в целом отражает их долю среди описанных видов.

Результаты исследования подтверждают, что эмодзи плохо отражают биологическое разнообразие. Большинство из них изображают позвоночных животных, что может затруднить обсуждение других групп живых организмов и снизить интерес к их охране. Авторы считают, что наборы эмодзи должны быть более биологически разнообразными, однако признают, что в таком случае большинство символов будут пользоваться очень редко. По их мнению, стоит по крайней мере расширить количество пиктограмм, добавив в них, например, морскую звезду, тихоходку или ленточного червя.

Впрочем, исследователи отмечают, что ситуация с разнообразием пиктограмм постепенно улучшается. Если в 2015 году эмодзи изображали 45 разных животных, то к 2022 году их число увеличилось более чем вдвое, до 92. При этом в 2015-2019 годах в набор в основном добавляли существ, родственных тем, что уже были представлены в нем ранее. Однако позднее филогенетическое разнообразие эмодзи увеличилось благодаря появлению пиктограмм, которые изображали животных из нескольких ранее отсутствовавших в наборе типов, таких как стрекающие и кольчатые черви.

Несколько лет назад ученые выяснили, что самыми популярными птицами Instagram* являются лягушкороты — крупные ночные пернатые из отряда козодоеобразных. По числу лайков они обошли таких ярких конкурентов, как тропические голуби и удоды. А вот кулики, аисты и грифы собирают меньше всего лайков.

*Instagram принадлежат компании Meta, деятельность которой в России запрещена.

Осушенный торфяник в Швеции оказался поглотителем углерода