Немецкие исследователи выяснили, какие птицы пользуются наибольшей популярностью у пользователей Instagram. Ими неожиданно оказались лягушкороты — крупные ночные птицы из отряда козодоеобразных. По числу лайков они обошли таких ярких пернатых, как тропические голуби и удоды. А меньше всего зрительских симпатий завоевали кулики, аисты и грифы. Результаты анализа опубликованы в статье для журнала i-Perception.
Социальные сети давно привлекают интерес исследователей, изучающих поведение людей по большим массивам данных. Например, в 2018 году британские исследователи выяснили, что пользователи Twitter ночью склонны размышлять о религии и смерти, а утром чаще мыслят аналитически. А специалисты из Гарвардского и Вермонтского университета разработали методику, которая позволяет выявлять людей с депрессией на основе фотографий, которые те опубликовали в Instagram. Точность этого подхода составляет 70 процентов, что выше, чем у профессиональных психиатров.
Психолог Катя Тёммес (Katja Thömmes) из Констанцского университета и ее коллега Грегор Хайн-Лейхсенринг (Gregor Hayn-Leichsenring) обратили внимание, что пользователи Instagram часто делятся фотографиями птиц. Исследователи решили выяснить, какие именно группы пернатых пользуются в этой социальной сети наибольшей популярностью. Для этого они отобрали 27621 снимок из девяти крупнейших Instagram-аккаунтов, посвященных фотографиям птиц. После того, как авторы исключили изображения без указанной видовой принадлежности, в руках у них осталось 23818 изображений.
Для всех фотографий Тёммес и Хайн-Лейхсенринг рассчитали теоретическое ожидаемое количество лайков, основанное на охвате аудитории и времени, прошедшего с момента публикации. Затем эти цифры сопоставили с реальной зрительской оценкой. Каждой фотографии исследователи присвоили определенную оценку в зависимости от того, насколько больше или меньше лайков она заработала по сравнению с ожидаемым результатом. Авторы называют ее мерой эстетической привлекательности изображения (Image Aesthetic Appeal; IAA). Данную методику они уже применяли ранее, чтобы оценивать фотографии архитектуры, пейзажей и танцев.
К удивлению исследователей, максимальную оценку среди всех исследованных птиц набрали лягушкороты (Podargidae). Эти ночные птицы из отряда козодоеобразных (Caprimulgiformes) обитают от Южной и Юго-Восточной Азии до Австралии и островов Океании. В настоящее время орнитологи насчитывают около пятнадцати видов лягушкоротов, однако в объектив фотографов чаще всего попадают австралийские исполинские лягушкороты (Podargus strigoides), которые часто селятся по соседству с человеком, например, в пригородах, садах и парках. Хотя лягушкороты окрашены неярко, они выглядят довольно необычно и порой забавно. Вероятно, именно это заставляет пользователей Instagram ставить лайки фотографиям этих птиц.
Вслед за лягушкоротами в рейтинге популярности среди пользователей Instagram следуют голуби (Columbidae), многие из которых обладают ярким оперением, а также турако (Musophagidae) и удоды (Upupidae). При этом ниже всего зрители оценивают снимки куликов из семейств бекасовых (Scolopacidae) и куликов-сорок (Haematopodidae), аистов (Ciconiidae) и различных грифов.
По словам авторов, полученные результаты свидетельствуют, что наибольшей популярности в Instagram добиваются не самые яркие и красивые птицы, а наиболее интересные, своеобразные или запечатленные в необычной ситуации. Кроме того, свою роль может играть цветовой тон снимка. Как показал дополнительный анализ, для которого исследователи отобрали только изображения яркоокрашенных пернатых, больше всего лайков набирают фотографии птиц с синим и голубым оперением, а меньше всего — с желтым (красные и зеленые птицы занимают промежуточное положение). Похожие предпочтения ранее были выявлены и для других объектов, например, одежды и мебели.
Социальные сети нередко используются для незаконной торговли дикими животными, в том числе охраняемыми видами. Согласно недавнему исследованию, даже пандемия коронавируса не смогла остановить этот процветающий бизнес. К такому выводу пришли специалисты, проанализировав более двадцати тысяч постов из индонезийских и бразильских групп в Facebook, посвященных купле и продаже экзотических питомцев. Лишь 0,44 процента постов содержали упоминания о пандемии, и почти никто из их авторов и комментаторов не сообщал, что торговля дикими животными повышает риск распространения новых инфекций.
Сергей Коленов
Особенно если говорили женщины
Исследователи из Венгрии выявили сходство между тем, как мозг младенцев и собак обрабатывает человеческую речь. Они записывали фМРТ собак, пока те слушали, как мужчины и женщины говорят с детьми, другими собаками или взрослыми людьми. Выяснилось, что мозг домашних питомцев, как и мозг детей, сильнее реагирует на речь, направленную именно на них: человек в таких случаях меняет интонацию: его голос становится выше, диапазон тонов — шире, а фразы — короче. Кроме того, собаки лучше воспринимали женскую речь, обращенную к ним или детям. Работа опубликована в Communications Biology. Разговаривая с детьми, особенно — с младенцами, которые сами говорить еще не умеют, люди часто увеличивают высоту голоса, растягивают гласные и говорят более короткими фразами, в общем — сюсюкают. Это позволяет привлечь и удержать внимание детей, и, вероятно, помогает младенцам осваивать речь. Исследования показывают, что младенцы воспринимают такую речь лучше (особенно если с ними сюсюкает женщина), чем речь, обращенную ко взрослым. Примерно так же меняется интонация людей, когда они говорят с домашними питомцами. И не зря: недавние исследования показали, что собаки тоже сильнее реагируют на женскую речь, обращенную к ним, а не к другим взрослым. Но неясно, есть ли у них какие-то предпочтения относительно женской и мужской речи, и будут ли они различать речь, обращенную к детям и к ним. Анна Гергли (Anna Gergely) из Исследовательского центра естественных наук в Венгрии и ее коллеги этологи с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) измерили активность мозга 19 домашних собак, пока те слушали человеческую речь. Им включали записи 12 мужчин и 12 женщин, говорящих либо со взрослыми, либо с детьми, либо с другими собаками. Предварительно собак обучили неподвижно лежать в наушниках во время записи фМРТ. Слуховые зоны мозга собак сильнее реагировали на речь, адресованную собакам и детям. В особенности — регионы непервичной слуховой коры: область левых каудальной и ростральной сильвиевых извилин (L c/rSG) и область, включающая самую вентральную часть каудальной сильвиевой извилины и височный полюс с левой стороны (L cSG/TP). Особенно сильно регионы реагировали на женское сюсюканье (по сравнению с женской речью, обращенной к другим взрослым). Этот эффект зависел от измеренных акустических характеристик речи, в частности — от средней частоты (у женщин она всегда была выше) и дисперсии звука. Причем сюсюканье с собаками и детьми собачий мозг практически не различал. Скорее всего дело в том, что акустические характеристики в обоих случаях очень схожи. В предыдущих исследованиях речь, ориентированная на младенца, аналогичным образом вызывала более интенсивную нервную активацию в височной области мозга детей, чем речь, обращенная к взрослым. То, что маленькие дети более чувствительны к женскому сюсюканью, можно объяснить тем, что они чаще слышат его во время внутриутробного развития и после рождения, или доставшейся от предков чувствительностью к женским голосам сородичей. Но для собак такое объяснение не подходит. Авторы предлагают две возможных версии: согласно первой, животные в целом сильнее реагируют на более высокие звуки с более изменчивой частотой (это характерно для женского голоса); или же собаки выработали такую чувствительность уже в процессе приручения. Также отчасти предпочтения могут быть результатом индивидуального слухового опыта, который собака получила во время взросления. С детьми сюсюкают не только люди: частота свиста самок афалин меняется, когда они находятся рядом с детенышами. Подобным образом меняют свои вокализации и другие животные.