Лягушкороты обошли всех остальных птиц по количеству лайков в Instagram*

Немецкие исследователи выяснили, какие птицы пользуются наибольшей популярностью у пользователей Instagram*. Ими неожиданно оказались лягушкороты — крупные ночные птицы из отряда козодоеобразных. По числу лайков они обошли таких ярких пернатых, как тропические голуби и удоды. А меньше всего зрительских симпатий завоевали кулики, аисты и грифы. Результаты анализа опубликованы в статье для журнала i-Perception.

Социальные сети давно привлекают интерес исследователей, изучающих поведение людей по большим массивам данных. Например, в 2018 году британские исследователи выяснили, что пользователи Twitter ночью склонны размышлять о религии и смерти, а утром чаще мыслят аналитически. А специалисты из Гарвардского и Вермонтского университета разработали методику, которая позволяет выявлять людей с депрессией на основе фотографий, которые те опубликовали в Instagram*. Точность этого подхода составляет 70 процентов, что выше, чем у профессиональных психиатров.

Психолог Катя Тёммес (Katja Thömmes) из Констанцского университета и ее коллега Грегор Хайн-Лейхсенринг (Gregor Hayn-Leichsenring) обратили внимание, что пользователи Instagram* часто делятся фотографиями птиц. Исследователи решили выяснить, какие именно группы пернатых пользуются в этой социальной сети наибольшей популярностью. Для этого они отобрали 27621 снимок из девяти крупнейших Instagram*-аккаунтов, посвященных фотографиям птиц. После того, как авторы исключили изображения без указанной видовой принадлежности, в руках у них осталось 23818 изображений.

Для всех фотографий Тёммес и Хайн-Лейхсенринг рассчитали теоретическое ожидаемое количество лайков, основанное на охвате аудитории и времени, прошедшего с момента публикации. Затем эти цифры сопоставили с реальной зрительской оценкой. Каждой фотографии исследователи присвоили определенную оценку в зависимости от того, насколько больше или меньше лайков она заработала по сравнению с ожидаемым результатом. Авторы называют ее мерой эстетической привлекательности изображения (Image Aesthetic Appeal; IAA). Данную методику они уже применяли ранее, чтобы оценивать фотографии архитектуры, пейзажей и танцев.

К удивлению исследователей, максимальную оценку среди всех исследованных птиц набрали лягушкороты (Podargidae). Эти ночные птицы из отряда козодоеобразных (Caprimulgiformes) обитают от Южной и Юго-Восточной Азии до Австралии и островов Океании. В настоящее время орнитологи насчитывают около пятнадцати видов лягушкоротов, однако в объектив фотографов чаще всего попадают австралийские исполинские лягушкороты (Podargus strigoides), которые часто селятся по соседству с человеком, например, в пригородах, садах и парках. Хотя лягушкороты окрашены неярко, они выглядят довольно необычно и порой забавно. Вероятно, именно это заставляет пользователей Instagram* ставить лайки фотографиям этих птиц.

Вслед за лягушкоротами в рейтинге популярности среди пользователей Instagram* следуют голуби (Columbidae), многие из которых обладают ярким оперением, а также турако (Musophagidae) и удоды (Upupidae). При этом ниже всего зрители оценивают снимки куликов из семейств бекасовых (Scolopacidae) и куликов-сорок (Haematopodidae), аистов (Ciconiidae) и различных грифов.

По словам авторов, полученные результаты свидетельствуют, что наибольшей популярности в Instagram* добиваются не самые яркие и красивые птицы, а наиболее интересные, своеобразные или запечатленные в необычной ситуации. Кроме того, свою роль может играть цветовой тон снимка. Как показал дополнительный анализ, для которого исследователи отобрали только изображения яркоокрашенных пернатых, больше всего лайков набирают фотографии птиц с синим и голубым оперением, а меньше всего — с желтым (красные и зеленые птицы занимают промежуточное положение). Похожие предпочтения ранее были выявлены и для других объектов, например, одежды и мебели.

Социальные сети нередко используются для незаконной торговли дикими животными, в том числе охраняемыми видами. Согласно недавнему исследованию, даже пандемия коронавируса не смогла остановить этот процветающий бизнес. К такому выводу пришли специалисты, проанализировав более двадцати тысяч постов из индонезийских и бразильских групп в Facebook*, посвященных купле и продаже экзотических питомцев. Лишь 0,44 процента постов содержали упоминания о пандемии, и почти никто из их авторов и комментаторов не сообщал, что торговля дикими животными повышает риск распространения новых инфекций.

*Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, деятельность которой в России запрещена.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Самки западноамериканских тритонов оказались токсичнее самцов

Женским особям, вероятно, нужна более эффективная защита в период размножения