Предки австралийских аборигенов и папуасов разошлись примерно 47 тысяч лет назад

К такому выводу пришли палеогенетики, прочитавшие 159 новых геномов

Генетики секвенировали ДНК 159 коренных жителей Австралии из четырех различных популяций. По их расчетам, линии предков австралийских аборигенов и папуасов Новой Гвинеи разошлись примерно 47 тысяч лет назад, после чего единая предковая популяция австралийцев просуществовала приблизительно 12 тысяч лет. Кроме того, ученые выявили в генофонде австралийских аборигенов около 9,9 миллиона однонуклеотидных полиморфизмов, четверть из которых раньше не встречалась. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature.

Примерно 50 тысяч лет назад современные люди (Homo sapiens) заселили Австралию, которая в тот период была частью материка Сахул, включавшего также Новую Гвинею и Тасманию. К моменту прихода европейцев разные группы австралийских аборигенов отличались друг от друга не только по культуре, но и по антропологическому типу и языку. Так, одних только языков здесь насчитывалось более 250, две трети из которых относились к языковой семье пама-ньюнга. Оставшиеся языки принадлежали примерно к 20–25 отдельным малым семьям.

Генетическая история австралийских аборигенов все еще изучена не очень хорошо. К примеру, до 2016 года сообщалось всего лишь о трех полногеномных последовательностях, исследованных учеными. Однако затем группа генетиков во главе с Эске Виллерслевом (Eske Willerslev) прочитала последовательности ДНК 83 коренных австралийцев и 25 папуасов из Новой Гвинеи. Проанализировав их геномы, исследователи пришли к выводу, что линии предков австралийских аборигенов и папуасов отделились от древних евразийцев примерно 72–51 тысячу лет назад, а затем разошлись между собой около 40–25 тысяч лет назад. Современные же коренные австралийцы происходили от одной предковой популяции, которая разделилась между 32 и 10 тысячами лет назад.

Группа австралийских ученых во главе со Стивеном Лесли (Stephen Leslie) из Австралийского национального университета продолжила исследовать генетическую историю австралийских аборигенов. Для этого генетики секвенировали ДНК 159 коренных жителей Австралии, относящихся к четырем различным популяциям, включая население островов Тиви (n = 59), говорящее на изолированном языке (ранее изучались геномы только представителей языковой семьи пама-ньюнга).

Исследователи отметили, что в геномах 100 из 111 представителей трех популяций они не заметили сторонней примеси от людей, не относящихся к австралийским аборигенам. При этом у десяти жителей островов Тиви они обнаружили среди недавних предков представителей иных коренных популяций Австралии. Все члены общины Ярраба (четвертая изученная популяция) обладали заметной примесью от европейцев, восточных азиатов или меланезийцев, доля которой составляла от 11 до 73 процентов (в среднем — 41 процент).

Изучив все 159 геномов, ученые насчитали в генофонде этих популяций 9,9 миллиона однонуклеотидных полиморфизмов (без учета тех, что попали в эти популяции в результате смешения). Из них примерно 26 процентов исследователи не нашли ни в базе данных с агрегированными сведениями о геномах (gnomAD), ни у папуасов Новой Гвинеи. В каждой из четырех проанализированных выборок присутствовали от 6,3 до 8,7 процента однонуклеотидных полиморфизмов, которые раньше не встречались нигде в мире.

По расчетам генетиков, предковая популяция, от которой произошли все аборигены современной Австралии, разделилась с предками папуасов Новой Гвинеи 1636 поколений назад — примерно 47 тысяч лет назад (64–27 тысяч лет назад при доверительном интервале 95 процентов). Единая предковая популяция австралийских аборигенов просуществовала примерно 12 тысяч лет, в течение которых ее эффективная численность составляла около двух тысяч человек. Затем приблизительно 35 тысяч лет назад отделилась линия, ведущая к коренным жителям островов Тиви. Предки оставшихся трех изученных популяций обособились между 31 и 26 тысячами лет назад.

Ученые исследуют не только генетику коренного населения Австралии, но и его культуру. Например, недавно мы рассказывали про захоронения динго, которые совершили австралийские аборигены. Исследователи нашли свидетельства того, что эти люди практиковали такие обряды больше двух тысяч лет.

Палеогенетики прочитали полный митохондриальный геном древнего малярийного плазмодия